Подробную информацию об этом можно найти на сайте Министерства финансов РФ.
Эту более чем странную ситуацию прокомментировал на круглом столе «Бюджетная политика во времена пандемии» в ходе Российского экономического конгресса руководитель Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев:
«Если бы меня кто-то спросил в начале пандемии, с каким объемом Фонда национального благосостояния Россия встретит новый год, я бы ни за что не догадался: объем, которого достиг ФНБ при глубочайшем кризисе, – это, конечно, фантастическая картина.
Но, сэкономив на поддержке во время кризиса, мы уменьшаем потенциал будущего восстановления. Результат, который покажет экономика по итогам 2020 г., в целом мало будет связан с оказанной фискальной поддержкой – сейчас можно повлиять только на итоги 2021 г.
Не вижу ничего удивительного в этой истории. Власть видела для себя задачу не «поддержать восстановление», а задачу увеличить размер ресурсов, который она держит в своих руках ценой даже ценой падения экономики в целом. Эту задачу она и решила...»
Другой эксперт, доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев недоумевает:
«...Президент совершенно прав, когда говорит, что сегодня базовые основы российской экономики намного лучше, чем в конце 1990-х. Активы дороже в разы, банковская система вполне современна, как и телекоммуникационный сектор – и тем более на этом фоне заметны явные «недоработки» властей. Я не буду повторять расхожие мантры про институты и правовой порядок – остановлюсь на нескольких цифрах, которые прозвучали на прошлой неделе и вызвали у меня некоторое недоумение.
Президент заявил о поддержке экономики на 4,6 трлн. рублей – в том числе о выплатах гражданам на 838 млрд. Возникает вопрос: а где остальное? Какие отрасли (компании, олигархи) получили эту сумму? И в какой форме? Денежной или всякого рода отсрочек и гарантий? Эту тему на пресс-конференции никто не развил. Или другой вопрос. Фонд национального благосостояния вырос до 13,5 трлн. рублей – из которых ликвидная часть составила 8,2 трлн. Это тоже никто не заметил, но в конце прошлого года Минфин давал другие цифры: 8,2 и 6,5 триллиона. То есть по итогам 2019 года ликвидная часть составляла 79,3%, а в конце 2020-го – только 60,7%. Что случилось с разницей почти в 3 триллиона – ведь президент особо подчеркнул, что в течение года из ФНБ будет инвестировано 350 миллиардов?
На мой взгляд, наши хозяйственные трудности не закончатся в 2020 году. В экономике накоплено большое количество «загнанных внутрь» проблем, долгов, диспропорций. Сейчас самое время обратиться именно к ним. Так что концентрация внимания на экономике – это императив 2021 года...»