Posted 24 декабря 2020, 13:23

Published 24 декабря 2020, 13:23

Modified 7 марта, 14:06

Updated 7 марта, 14:06

Цены на красную рыбу и икру подскочили из-за низкого улова лососевых, и не только...

Цены на красную рыбу и икру подскочили из-за низкого улова лососевых, и не только...

24 декабря 2020, 13:23
Фото: Медиахолдинг 1Mi.
Сюжет
Цены
Красная рыба и икра в России стремительно дорожают. Эксперты видят причины в низком улове лососевых, ослаблении национальной валюты и возможном сговоре производителей.

По данным Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) на 10 октября, вылов тихоокеанских лососей в дальневосточном бассейне составил 295 тысяч тонн. Это минимальный показатель с 2009 года. В 2020-м фактическая добыча этого вида рыбы оказалась на 23% меньше прогнозируемого. При этом именно от показателя вылова зависит стоимость рыбы на полках магазинов. К слову, в 2018 и 2019 гг. было выловлено 677 тысяч и 480 тысяч тонн лососевых соответственно.

Во всех регионах Дальнего Востока, где идет добыча лосося, по состоянию на начало октября добыча красной рыбы снизилась на 51%, пишет «Восток-Медиа». В Хабаровском крае — на 22%. Наибольший спад добычи наблюдается на Камчатке. Там было выловлено около 190 тысяч тонн лососевых, что на 60% меньше чем в прошлую путину. Положительная динамика зафиксирована только в Приморье, но лосося там немного — порядка тысячи тонн.

«Говоря о ситуации этого года, все рыбаки отмечают основную проблему — это ситуация с неоправданным прогнозом по подходам лосося на восточном побережье Камчатки. Предприятия рассчитывали на большую рыбалку, а в итоге столкнулись с очень незначительными подходами», — подчеркнул врио министра рыбного хозяйства Камчатского края Андрей Здетоветский.

В анализе ВНИРО лососевой путины за 2020 год говорится, что недолов горбуши в Магаданской области, горбуши и кеты на Чукотке и на Южных Курилах, а также всех видов тихоокеанских лососей на востоке Камчатки «нельзя объяснить ни просчетами отраслевой науки, ни особенностями регулирования и ведения промысла, направленными на снижение промысловой нагрузки».

По информации Института, причиной низкого объема вылова стала низкая численность подходов тихоокеанских лососей. Наиболее резонансным стал недолов тихоокеанских лососей в Карагинской подзоне, считают во ВНИРО.

Там также пришли к выводу, что увеличение смертности тихоокеанских лососей в период зимовки произошло из-за сокращения площади нагульных акваторий, а также в связи с качественной и количественной перестройкой планктонных сообществ.

«По сути, из-за катастрофических изменений, произошедших в экосистеме Северной Пацифики в зимний период 2019–2020 годов, пригодными для зимовки тихоокеанских лососей были только локальные участки Прикурильских вод и центральная часть субарктического фронта Тихого океана, на которых нагуливались лососи западной Камчатки, охотоморских районов Хабаровского края, восточного Сахалина, а также Бристольского залива», — говорится в анализе ВНИРО.

Масштабный климатический сдвиг ударил по добыче лосося не только в России, но и в США, Канаде и Японии, добавляет «Восток-Медиа».

Руководитель Тихоокеанского филиала ФГБНУ «ВНИРО» Алексей Байталюк считает, что в ближайшие два года следует серьезно отнестись к снижению подходов долгоживущих видов лососей.

Низкий улов лососевых сказался на ценах не только на рыбу, но и на икру, которая так популярна у россиян в преддверии празднования Нового года. По информации РИА Новости, красная рыба с января подорожала на 30%. Цены же на икру в среднем подскочили на 24% по сравнению с декабрем 2019-го. Однако эксперты видят проблему не только в плохой добыче.

Так, вице-президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александр Фомин считает, что из-за ослабления нацвалюты продажи на экспорт стали более выгодными. Производителям нет резона удерживать цены для внутреннего потребителя, если есть возможность реализовать товар за рубежом.

Также эксперты не исключают сговор производителей, так как рынок сильно пострадал из-за пандемии. «Морские ресурсы — возобновляемые, тут все зависит от природы. Но есть нюансы. Вот, например, нам наука говорит, что трески и пикши можно добывать до миллиона тонн в год, а крупные предприятия заявляют: миллион нам не надо, хватит и 800 тысяч. Для чего это нужно: чтобы регулировать ценовую политику, удерживать цены на выгодном уровне», — рассказал один из собеседников РИА Новости.

Подпишитесь