Сетевой аналитик Владимир Стечкин решил разобраться с тем, насколько справедливо утверждение властей о том, что во время пандемии у граждан страны выросла реальная заработная плата.
Для начала, блогер объясняет, что реальной зарплатой и реальными доходами называют номинальные зарплату и доходы в рублях, за вычетом годовой инфляции. Так, имея номинальную зарплату, скажем, в 100 рублей, а инфляцию 5%, мы получим реальную зарплату, равную 95 рублям. То же и с доходами (пенсии, пособия, надбавки и так далее).
Есть ещё и доходы от предпринимательской деятельности, однако число крупных предпринимателей, получающих очень большие доходы со своего российского бизнеса в стране исчезающе мало, зато доходов у них выше головы. По данным ВШЭ 3% самых богатых людей страны получают около 90% всех доходов, тогда как остальным 97% граждан остаются жалкие 10%. Крохи с барского стола, если коротко.
И что самое главное: этот колоссальный перекос в разнице доходов определяющим образом влияет на среднеарифметические зарплату и доходы граждан, по статистике они вроде бы растут, когда на самом деле падают.
Более того, уже пять лет подряд в России наблюдается страшная статистическая аномалия: реальные зарплаты растут, тогда как реальные доходы падают: По данным за три квартала 2020 года это выглядит так. Если признать, что главную долю доходов у простых людей составляет именно зарплата, то вывод следует сделать такой: что-то в статистике не то, коль скоро доходы падают, а зарплаты растут шестой год подряд.
Путин объясняет сей "разнотык" доходов и зарплат так:
«За счёт чего? О чём это говорит? Откуда эта разница берётся? Падение доходов индивидуальных предпринимателей и всего, что с этим связано...»
Но это годится только для текущего, пандемического года, а в остальные годы такого быть не могло, поскольку реальные доходы падают уже седьмой год кряду. Стало быть, причина в ином. К примеру, в том, что зарплату, учтенную Росстатом получает не все трудоспособное население страны, в всего лишь меньшая его часть, а потому рост заработной платы для этой части абсолютно не влияет на ситуацию с доходами в целом, поскольку в ином случае вместе с зарплатой росли бы и доходы, пусть и более низкими темпами.
К тому же не следует помнить и про традиционные манипуляции Росстата в отчетах по зарплатам, их разночтения с данными по объемам НДФЛ, публикуемыми Налоговой службой. Да и годовую инфляцию, влияющую на подсчеты реальных зарплаты и доходов Росстат любит занижать. Как раз это-то и есть основные причины феномена растущих зарплат при падении уже седьмой год (а то и раньше!) доходов.