Posted 23 декабря 2020, 15:37
Published 23 декабря 2020, 15:37
Modified 7 марта, 14:08
Updated 7 марта, 14:08
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, новшество нужно для реализации российского Национального плана развития конкуренции. Между тем депутат от КПРФ Николай Коломейцев обратил внимание на размытую формулировку – «в интересах национальной безопасности», что можно использовать как «инструмент для незаконного изъятия интеллектуальной собственности».
Представляя законопроект, член думского комитета по государственному строительству и законодательству Зариф Байгускаров пояснил, что речь идет о «крайних случаях, когда угрожают жизни и здоровью наших граждан»
«Сегодня во время пандемии у нас идет сокращение иностранных лекарств, которые имеются по патенту в РФ, и правительству необходимо принимать срочные меры для того, чтобы защищать интересы граждан, их здоровье и жизнь, – заявил депутат, пояснив, что самим патентовать препараты или получать разрешения у патентообладателей «слишком долго».
У пользователей социальных сетей по этому поводу возникли вполне резонные вопросы:
- Почему конкретно иностранные?
- Почему именно сейчас?
- Только ли о медицине речь?
- Какие будут побочные эффекты такой политики?
Если речь о лекарствах, то причем тут пандемия? Или речь о вакцине от ковида? Но позвольте, есть же российская! Или депутаты что-то знают, что не знаем мы? О каких именно средствах идет речь?
Если российская вакцина работает, но производства недостаточно, то почему нельзя расширить производство? Но вот если есть проблемы, то придется покупать Пфайзер или Модерну. А это $20 за дозу. На все население - несколько миллиардов долларов. Или ждать дешевую Астра-Зенеку, но там эффективность ниже. И в очередь придется вставать на 2023 год.
Не идет ли речь об «эспроприации» патента Пфайзер на вакцину и локализацию производства иностранного варианта?
Речь, конечно, может идти о каких-то еще лекарствах. Но медицина вроде бы не под санкциями, иди и покупай. Если покупать не хочется, то либо в бюджете нет денег на закупку препаратов, либо цена не устраивает. Но иностранный препарат еще нужно научиться производить, что не всегда просто. Формулу стащить можно, но она без производственного процесса и соответствующего оборудования особо никому не нужна. Оборудование придется или производить, или опять же, импортировать. Но если тупо отбирать патенты, то кто станет продавать оборудование. Можно и на санкции уже и в этой области нарваться.
Трудно представить такой подход между, скажем, США и Японией или Европой. Политика "отъема" приведет к аналогичному решению другой стороны. Но это больно только тогда, когда обе стороны имеют развитую науку и технологии и, соответственно, большой набор патентов. Вспомним "войну патентов" в компьютерной области между Microsoft, IBM, Apple, Adobe и еще некоторых. В конце концов просто договорились о взаимных лицензиях, ибо война никому на пользу не пошла. Но вот если одной стороне терять нечего, то можно спокойно использовать наработки потенциального противника.
Также сказано, что «Новшество, разрешающее РФ использовать чужие изобретения без согласия патентообладателей, нужно для реализации российского Национального плана развития конкуренции.». То есть, для импортозамещения разработать не получается и придется просто отнять.
То есть фактически депутаты сказали, что лекарств, а возможно и вакцины от ковида, не хватает. Покупать их в бюджете не на что, а на свои не хочется. У России нет своих патентованных открытий или технологий, которые могут отобрать в ответном слове. Разработать свои она их не в состоянии, поэтому будет отнимать...»
Кроме того, блогеры обратили внимание и еще на один немаловажный аспект этой проблемы. Так, в ходе обсуждения прозвучали предложения запретить выезд за рубеж российским ученым в целях государственного контроля за ними.
Депутат Госдумы от «Справедливой России» Игорь Моляков подчеркнул, что «речь идет об обороне». «У нас только 25% научного потенциала используется, и наши ученые имеют возможность свободно выезжать, въезжать и так далее, – с осуждением заявил он. – Среди них есть недобросовестные люди. Он прекрасно знает, что его открытие достойно внимания, никому ничего не говорит, выезжает за границу и там продает это изобретение».
Такие ситуации Моляков назвал «тонким моментом», и подчеркнул, что «государство просто не будет знать, что этот конкретный специалист сделал». «Мне кажется, что [надо] как раньше: есть, допустим, стратегически важные направления, ученый находится под контролем, он никуда не выезжает, – предложил депутат. – А у нас специалист любого уровня может выехать и остаться там».
Публицист Дмитрий Петров так прокомментировал эти слова:
«Желание посадить под замок российских ученых (а, по возможности - всех-всех-всех) - не новость. Оно звучало и раньше. Думаю, не надо объяснять, что оно напоминает и чем грозит науке и стране. А, может, депутат Моляков решил посильно ускорить отъезд ученых из России?»
***
Впрочем, мнения блогеров разошлись в оценке этой инициативы:
- Давно нужен такой закон. Исключительные права на что-либо должны быть временными. Пару лет. А потом это достояние общества. Всю эту ерунду пиндосы придумали что получать отчисления всю жизнь. Проблема пиратства надуманна.
- Наконец-то адидас будут делать нормальный. По нормальным ценам. И айфоны будут доступнее. Спасибо.
- Я считаю, что это совершенно верное решение. Чем меньше в РФ ученых, и инженеров, и чем больше попов и казаков, тем меньше потенциал этой волшебной страны в части империализма и разрушений.