Ни для кого уже не секрет, что сразу после выхода из пандемии мир постигнет очередной глобальный циклический экономический кризис. На вопрос, что делать в этой ситуации России, отвечает доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова Максим Соколов.
Поскольку мировые рынки отмечаются повторами каких-то определенных трендов, то главное для нашей страны – вовремя вписаться в нужный. Так в последнее десятилетие на рынках действует цикл роста сектора услуг, который именно сейчас меняется на новый сырьевой цикл, когда начнут расти цены на энергоносители, металлы и продукты питания. Проблема в том, что нефтегазовая зависимость нашей страны не вписывается в общемировой тренд перехода к возобновляемым источникам энергии. Так, к 2030 году по прогнозам экспертов, ветровая энергетика обеспечит около одной трети всей мировой потребности в электроэнергии, а затем ее сменит солнечная энергетика, доля которой уже к 2050 году составит более двух третей от всей мировой энергетики!
Именно поэтому, по словам эксперта, России следует продолжать выбранный еще в 2008 году курс на инновационную экономику и технологическую модернизацию. При выборе конкретного направления, следует учесть результаты исследований, по которым известно: вопросам климата, влиянию на окружающую среду, этическим и социальным проблемам отдают предпочтение сегодня 83% инвесторов, а почти полторы сотни международных банков, располагающие совокупными активами около 50 триллионов долларов при выдаче кредитов станут учитывать влияние бизнеса компании-заемщика на глобальное потепление. Эти обстоятельства и должны учитывать российские компании, желающие получить стратегическую конкурентоспособность.
При этом, эксперт уверен, что поскольку новый цикл ознаменуется внушительным ростом цен на энергоносители, продукты и металлы, то в ближайшие пять лет Россия имеет отличные шансы на получение глобальных инвестиций и лидерство среди развивающихся стран, что сможет реально отразиться на темпах технологической модернизации нашей страны.
Важно использовать сегодняшнее замедление мировой экономики и ожидание очередного глобального кризиса для мобилизации усилий равно государства и крупного сырьевого бизнеса для подготовки к новым реалиям, разрабатывая уже сегодня программы риск-менеджмента, которые понадобятся уже в очень скором будущем в конкурентной борьбе.