Posted 22 декабря 2020, 14:47

Published 22 декабря 2020, 14:47

Modified 7 марта 2024, 14:09

Updated 7 марта 2024, 14:09

Накануне пандемии сократили 60% младшего медперсонала и 32% соцработников

Накануне пандемии сократили 60% младшего медперсонала и 32% соцработников

22 декабря 2020, 14:47
Фото: Медиахолдинг 1Mi.
В последние годы СМИ не раз сообщали о негативных последствиях "оптимизации" российской медицины - закрытиях больниц и поликлиник, сокращениях штатов врачей и медсестер. Как выяснилось, масштабы такой "оптимизации" в процентах исчисляются двузначными величинами, и это далеко не 10-20%.

Как отмечает finanz.ru, в основе сокращений медиков и соцработников лежали благие намерения, которыми так часто дорога мостится известно куда. Конкретно - исполнение майских указов главы государства от 2012 года, в которых президент России Владимир Путин требовал резко поднять зарплаты бюджетникам. Ожидалось, что к 2018 году зарплаты младшего и среднего медперсонала, социальных работников и школьных учителей должны сравняться со средней по региону, а врачей и научных сотрудников и преподавателей вузов превысить ее вдвое.

Однако, не имея средств на то, чтобы профинансировать повышение зарплат всем, власти на местах начали кампанию беспрецедентных увольнений в здравоохранении и социальной сфере, чтобы тот же размер зарплатного фонда распределить уже между меньшим количеством сотрудников. В итоге за 2013-2019 годы численность младшего медперсонала в России сократилась почти в три раза (на 61,3%), сообщает Счетная палата по итогам проверки указов президента.

Социальных работников сокращения затронули в меньшей степени, но и их стало ощутимо меньше (на 32,6%). В целом эти сферы стали наиболее пострадавшими - общая численность бюджетников, попадающих под "майские указы" сократилась на 14,5%, потерял работу каждый седьмой.

Но и оставшиеся медицинские работники далеко не всегда начали получать приемлемые зарплаты. Чтобы подогнать их под требования указа, помимо увольнений широко использовалась "оптимизация" уже внутри бюджетных учреждений, когда работники одних категорий переводились в другие. "Тогда можно было повышать заработную плату одним, а другим, может быть, даже сокращать", - отметил аудитор Счетной палаты Сергей Шторгин.

Оптимизация кадров проводилась и без каких-либо обязательных требований к нормированию труда. В итоге нагрузка на работников бюджетной сферы выросла. К примеру, на одного социального работника - на 66,7%.

Но выполнить президентские указы все равно так и не удалось. За 2012-2019 годы зарплата в образовании действительно выросла в 1,95 раза, в сферах медицины и социальных услуг - в 2,1 раза, но у 7 из 12 категорий бюджетников зарплаты до прописанных в президентском указе уровней к 2018 году так и не поднялись, а у четырех категорий не дотягивают до требуемых параметров до сих пор, когда пандемия коронавируса COVID-19 продолжается уже почти год, и сама жизнь вынудила обратить большее внимание на медицину, все-таки начать увеличивать ее финансирование.

Подпишитесь