Общественный деятель Нюта Федермессер опубликовала в своем блоге впечатления от посещения детских домов и интернатов в российской глубинке:
«Еду сейчас из Нижегородской области в Мордовию. Это почему-то была очень тяжелая поездка. Пытаюсь осмыслить. Почему? Вроде я была не в хосписе, а в детском доме для обычных здоровых детей. Была в частном пансионате для людей с психическими заболеваниями. Была в кризисном центре для женщин - это та самая НКО, которую могут признать иностранным агентом. Почему же мне так тяжело? Вроде ни умирающих, стонущих от боли стариков; ни детей, скрюченных и тощих, обреченных умереть в одиночестве от застойной пневмонии или просто от ненужности и забытости; и даже жители частного ПНИ, переведенные туда из тесноты и скученности государственного интерната, говорили, что тут и кормят получше, и жить в комнате на двоих лучше, чем ввосьмером. Тогда почему так хочется заснуть и не просыпаться??? Никогда.
Потому что детский дом для здоровых детей - это ненормально. Дети, преданные родителями и родней, некоторые дважды - брошенные еще и усыновителями. Прекрасные красивые смелые свободные и лихие дети, девчонки с синими волосами и безвкусным маникюром, парни с татухами и сигаретным духом от волос и толстовок. Хулиганский хохот нахальных тинэйджеров от 12 до 17 лет, которых теперь, после родителей, предает и насилует система... Система, живущая на наши с вами налоги, отправляет 15-летнего мальчонку в психушку. А куда еще? Как почему? Вены хотел себе порезать. Как почему? Да любовь у них, девочка бросила. Простое объяснение и простое решение - психушка. Ни долгих разговоров, ни рассказов о своей собственной (директорской, учительской, воспитательской) несчастливой любви, ни ночных посиделок с доверенным взрослым. А зачем? Система всегда очень просто отвечает на вопросы об ответственности за жизнь людей, попавших в ее жернова, - ПНИ, психушка, забор, детдом, изолятор. Это проще и дешевле, чем любить, думать, заботиться, доверять.
Женщины, беременные или с младенцем на руках, или в тапочках по снегу и вообще без документов и денег, зато с синяками и ссутулившиеся от ощущения собственной вины, ищущие ночлега... сбежавшие от побоев и унижения, от насилия и давления... Взрослые женщины, с детьми и образованием, которых надо учить гордо держать голову... В 2020 году - это ненормально.
Потому что нельзя открывать частное учреждение на 450 мест, переносить туда идеологию ГУЛАГа и расчеловечивания, гордясь тем, что все «камеры» только двухместные, а в «бараках» скоро будет установлено видеонаблюдение, и тем, что по коридорам в помощь персоналу прогуливаются охранники с рациями. Руководитель рассказывал про рентабельность этого бизнеса. Уверял, что может еще около сотни проживающих принять. И даже предложил из полученной прибыли в бедняцких государственных ПНИ установить пару пластиковых окон... Так сказать, улучшить условия проживания ПСУ.
А впереди у нас Мордовия. Саранск. Мои выходные. По пути проезжаем село Майдан. Красота невероятная. Заиндевевшие деревья, белый пушистый снег, дорога вдаль убегает...
И я подумала, Господи, переведи меня через майдан, через родное торжище людское, туда где пчелы в гречневом покое, переведи меня через майдан...»
***
Этот пост вызвал великое множество комментариев:
- Спасибо, Нюта! Говорят все, говорят про ужас сиротской системы, и об стенку бьются, и в кабинеты противные ходят, а воз и ныне там. Ещё один важный голос против этого трындеца - это очень нужно.
- Спасибо за честность... Я работала в специальной коррекционной школе и в специальном детдоме для детей с умственной отсталостью (это было в одном здании). Три года... Больше выдержать невозможно... Хотя люди работают там десятилетиями... Десятилетиями выгорание и деформация личности... Дети... Никому не нужно что-то менять и ... не выгодно. Не хочу вспоминать: больно... А потом, в 2004-м, пришлось класть в психиатрическую больницу отца с деменцией: сначала просто спала по 2-3 часа с ним, а потом подряд десять ней бессонных ночей + ещё... И вот когда мы с мужем шли пешком из больницы (она на окраине города), я ревела в голос от ужаса увиденного там... А муж отвернулся и ... плакал... А ещё там встретила своего бывшего воспитанника из детдома, он узнал, обрадовался... Ад... Ничего не меняется столько лет... Только хуже... Когда смотрю передачи, читаю посты... Господи, ну помоги! Так же нельзя уже... Ну сколько же можно...
- Спасибо Вам, что поднимаете эти проблемы, чтобы проблему решить, ее надо увидеть. Есть ещё одна проблема с детьми, прошедшими ад детских домов и вышедшими оттуда со своими травмами и пониманием, как строить отношения и выживать с учетом опыта, со страхом, что это продолжится и недоверием к людям. Очень сложно таким найти своё место в жизни, получить образование, кроме самых непопулярных рабочих специальностей с минимальным конкурсом. Другие колледжи не хотят работать с такими подростками. Если человек может получить специальность своей мечты, у него гораздо больше шансов найти себя в жизни, работать, не скатиться по социальной лестнице, как это , к сожалению, часто происходит с выпускниками. Мы попробовали дать одарённому ребёнку получить специальность мечты, но столкнулись с системой, которая выживает травмированных детей , перенесших насилияе (при том, что он не пьёт, не курит, не наркоманит и предметы по специальности идут хорошо, он замотивирован именно на эту профессию, ходит в студии вечерние параллельно, потому что увлечён любимым делом). И обращение за помощью в помогающие сиротам организации заканчивается тем, что говорят - если захотят, все равно выживут, это гос структура, ничего не сделаешь. Очень бы хотелось изменить эту ситуацию. Чтобы была возможность выкарабкаться у детей из ада и начать нормальную жизнь и работать на любимой работе. Пока им показывают, что кто сильнее, тот и прав, о судьбе дальнейшей не думают.
- У нас в Мордовии родственники живут. Мы туда ездили в октябре. Как только переезжаешь границу Ульяновской области и Мордовии, начинается нищета в манифестной форме. Это - нищая республика. В Саранске еще хорошо, но только в Саранске. С детскими домами там, наверное, совсем мрак.
***
Однако, были и такие отклики, лишний раз подтверждающие правоту автора:
- Таким тинейджерам нужен Макаренко, а по современным законам деток работать заставлять нельзя, кричать и колотить тоже нельзя, только обслуживать, как вы их не залюбите, гены, плюс такое отношение дадут минус.
Труд человека развивает, поднимает, вселяет уверенность.
Один наш знакомый в 2000-х разговаривал по душам с подростками после колонии, привечал, домой приглашал, так они его мать убили и ценности (какие там ценности!!!) украли и ушли довольные собой.
Они не берут удочку, им просто нужна рыба, без усилий.
Я рада, что вы так болеете за детей из детских домов, может быть вам удастся что то сдвинуть с места.
Только спорт или семейный крестьянский труд (не обязательно фермерство, просто большая трудовая семья, где для всех много работы) помог в удачных случаях, в остальных, где только любовь забота и понимание, - до слез, - полное фиаско.
Семья коллег-врачей, имея собственных детей, усыновила мальчика из пьющей семьи в возрасте 4-х месяцев. Любви, заботы, внимания было море.
Родные дети столько не получали. Итог, - родные дети врачи и труженики. Александр отсидел не раз за кражи и даже ограбил квартиру собственных приемных родителей, имитируя, что это не он. А приемные родители-старички так и любят его и жалеют, заботятся... Совсем не новогодняя история...