Posted 18 декабря 2020, 09:33
Published 18 декабря 2020, 09:33
Modified 7 марта, 14:14
Updated 7 марта, 14:14
Когда эксперты ругают государственную службу Росстат за то, что та публикует приукрашенные данные об экономическом положении страны, нельзя не вспомнить, что то же самое делает правительство любой страны мира, когда хочет скрыть реальную картину. Причем иной раз чиновники прибегают к весьма изощренным и необычным способам. Как, например, это сделали власти Аргентины в 2011 году. Об этом забавном случае напомнил в своей публикации американский блогер Семен Коган:
«В 2011-м в Аргентине возникла поразительная аберрация на рынке бургеров. Продажи Биг Маков резко упали, при этом продажи остальных бургеров Макдональдса не падали. Это было тем более поразительно, что относительно прочих бургеров Биг Мак в это время в Аргентине стал поразительно дешев. Если в других странах он был дороже обычного чизбургера почти в три раза, то в Аргентине - всего раза в полтора. Ценовые пропорции всей прочей линейки гамбургеров при этом от остального мира не отличались. Бургер Кинг не устраивал никаких мощных акций и в его линейке никаких аберраций ни в цене, ни в объемах продаж не наблюдалось. Никаких паник, газетных историй о том, что кунжут для булочек закупается у фермеров Чернобыльской зоны или подобных, тоже не было.
Что совсем странно, хотя Биг Мак и можно было купить в любом Макдональдсе, если его, конечно, заказать, но эту мысль нужно было специально придумать - найти его в меню было очень трудно. Что же происходило?
Забудьте на время про гамбургеры. В 2011-м году государственные статистические органы Аргентины сообщили об инфляции в 10.9% в год. Практически ни один экономист этим цифрам не верил, консенсус был вдвое выше. Но вот закавыка, примерно четверть государственного долга Аргентины была выпущена в виде inflation-linked bonds, при этом выплаты по купону зависели, ну вы догадались, от официально публикуемых цифр инфляции. Понятно, что держателей облигаций эта ситуация не очень устраивала и они даже пытались судиться с аргентинским правительством. А в качестве аргумента о, гм, нестыковках в правительственных цифрах, эти сутяги использовали Big Mac Index журнала Economist, который показывал, что и впрямь, инфляция скорее 20%, а не 10%.
Правительство нашло элегантный способ решить эту проблему - оно договорилось с аргентинскими френчайзи Макдональдса, чтобы те установили "правильные" цены на Биг Мак, так что, инфляция по индексу Биг Мака более не сильно отличалась от официальной. Но торговать себе в убыток тоже никто, разумеется, не собирался, и хозяева кафе предприняли все меры, чтобы продать поменьше убыточных Биг Маков...»