За что именно Андрея Кураева вызвали в Епархиальный суд - неизвестно, но в вызове cодержится ссылка на апрельский указ патриарха РПЦ Кирилла. В этом указе глава РПЦ отметил, что Андрей Кураев запрещен в священнослужении после публичных оскорблений с его стороны в социальных сетях памяти умершего от коронавируса настоятеля Богоявленского кафедральною собора города Москвы протоиерея Александра Агейкина в день его смерти.
"В моей памяти сей недопротопресвитер останется как тупой карьерист, сделавший карьеру в сфере вип-сервиса", - написал тогда Андрей Кураев. В указе патриарха отмечалось, что такая оценка "свидетельствует о глубочайшем духовно-нравственном упадке о. Андрея Кураева и потере чувства сострадания и христианского отношения к ближним и характеризует это деяние не только как безнравственное, но и как особо циничное, вызвавшее возмущение архиереев, клириков и мирян Русской Православной Церкви", - сообщает издание znak.com. При этом Андрей Кураев ранее был одним из наиболее активных деятелей РПЦ, выступавших за избрание патриархом тогда еще митрополита Кирилла. Вскоре после избрания предстоятель повысил диакона Андрея до ранга протодиакона. Но в последние годы Андрей Кураев стал одним из главных критиков многих ведущих представителей духовенства РПЦ, и уже в 2013 году был уволен из Московской духовной академии, где долгое время преподавал, - отмечает newsru.com.
Стоит отметить, что минувшей весной, когда коронавирус только появился, первым преобладающим настроением на него в церковных кругах стало так называемое "ковид-диссидентство", и тот же протоиерей Александр Агейкин, осуждал закрытие храмов, говоря что коронавирус можно остановить молитвами. Андрей Кураев при этом осознал опасность надвигающейся пандемии еще в январе, о чем написал ряд постов, признанных священноначалием "паникерскими" и "провокационными".
Андрей Кураев сейчас говорит, что РПЦ так и не предъявила ему обвинение и отказывается его предъявлять до начала заседания, ссылаясь на закрытый характер процесса. Но он сам уже анонсировал "намерение совершить непослушание" и вообще не планирует идти в суд, поскольку не обнаружил ни в церковном каноне, ни в его толкованиях норм, наказывающих за такую неявку. Он опубликовал письмо председателю епархиального суда (он же - фактический настоятель храма Христа Спасителя) протоиерею Михаилу Рязанцеву об отказе участвовать в его заседаниях. Подобную линию Андрей Кураев избрал, потому что считает что "защититься мне все равно не дадут, а тяжесть обвинения неявка не увеличит. Мой неприход плох одним: возможно, я так никогда и не узнаю, за что же именно наказан. Мне вручат приговор (а, может и не вручат, а передадут лишь патриарший указ, изданный на основе этого приговора). В нем будет ссылка на широко толкуемые каноны типа "досадил архиерею", но не будет "эпизодов обвинения" и описания моих конкретных деяний с их правовой квалификацией". Андрей Кураев добавил, что у него с этим судом "не вполне совпадающие системы ценностей".
Другим громким церковно-судебным процессом уходящего года стало дело среднеуральского схиигумена Сергия (Романова), которого тоже запретили в служении. Сергий также не являлся на заседания суда.