Юлия Сунцова
В России - череда трагических случаев в прямых эфирах у популярных блогеров, в том числе со смертельными исходами.
Социологи, психологи и эксперты в сфере диджитал условно обозначили это явление как треш-эфиры.
Сегодня в Совете Федерации объявили, что намерены бороться с этим новым явлением, за которым следят миллионы зрителей в интернете. Мало того – сами пользователи и стимулируют треш-стримеров рублем, донатят, заказывая зрелища.
«В последнее время получило распространение в интернете такое явление как треш-стримы. Унижают, избивают, закапывают в могилы людей и так далее. Нужны поправки, которые запретят треш-стримы как таковые. Это важная тема, потому что пропаганда асоциального, унижающего человеческое достоинство поведения не должна иметь место в социальных сетях», - сказал сенатор Алексей Пушков.
Проработать законодательную инициативу предложила лично председатель Совфеда Валентина Матвиенко:
«Мы, к сожалению, запаздываем с принятием мер по недопущению, профилактике тех или иных порочных явлений, происходящих в интернете и работаем вдогонку. Конечно же, надо думать, что с этим делать. Давайте дадим поручение Комитету по конституционному законодательству посмотреть, что нужно донастроить в наших законах в сотрудничестве с платформами, с Google, другими - с тем, чтобы не допускать подобного рода явлений, это страшные вещи, которые происходят», - сказала она.
Видеоблогера Reflay (Стаса Решетникова) задержали в начале декабря по подозрению в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем смерть девушки.
2 декабря его мертвую подругу Валю подписчики Reeflay наблюдали в эфире около двух часов. Тело девушки стример втащил в комнату и погрузил на диван, после чего пытался привести ее в чувство, рыдал и просил зрителей вызвать медиков. Приехавшие сотрудники скорой помощи констатировали смерть. Экспертиза обнаружила у нее закрытую черепно-мозговую травму, множественные кровоподтеки и субдуральную гематому. Погибшая сама часто участвовала в стримах Reeflay. В эфирах молодой человек поливал ее лицо перцовой смесью, а она угрожала ему ножом. Год назад, во время трансляции, избивали и самого Решетникова. При задержании Reeflay озвучил собственную версию о передозировке, от которой якобы могла умереть его подруга.
«Во время очередного стрима умерла девушка – тоже практически в прямом эфире. У нее случилось расстройство кишечника, блогер ее выгнал, чтобы она не воняла в доме. Выгнал раздетой. А вчера было холодно. Она стучала в дверь, а он ее не пустил. Он вел стрим. Неясно, от чего она умерла – от переохлаждения или чего-то иного. Но факт, что девушку выгнали раздетой на мороз и не пускали ради хайпа – новых подписчиков, славы и денег. Когда она умерла, блогер втащил ее в дом – в прямом эфире. В прямом эфире приехала Скорая. «Че, правда мертвая? Че, правда, умерла?» – не переставал спрашивать блогер и рисоваться в стриме, когда у него на диване рядом лежало тело закоченевшей девушки. «Еще раз спроси» – насмешливо ответила медик. В прямом эфире приехала даже полиция.
Нет, я понимаю, что старый Бог для этих людей умер, и теперь они поклоняются только богу по имени Всемогущий Хайп. «Возлюби ближнего своего» – нет, не слышали. Но у меня в связи с этим практичный вопрос – вы хотите видеть этого «блогера» в ток-шоу? Вы хотите, чтобы на кривляния этого примитивного организма смотрела вся страна – ваши родители и дети? А я не сомневаюсь в том, что его позовут, если уже не позвали, со всеми его друзьями. Еще и денег заплатят. Возможно, из наших налогов», - комментирует член Совета по правам человека при Президенте РФ Марина Ахмедова.
В конце февраля этого года день рождения «аптечного блогера» Екатерины Диденко закончился смертью трех человек, в том числе ее мужа Валентина.
Праздник отмечали в банном комплексе «Девятый вал». Гости погибли из-за того, что 30 килограммов сухого льда, попав в бассейн, быстро перешли в газообразное состояние. В высокой концентрации углекислый газ способен вызвать потерю сознания и удушье. Двое человек скончались на месте – прыгнули в воду, потеряли сознание и утонули, муж блогера умер в реанимации. Еще несколько человек отравились, среди пострадавших – беременная сестра Екатерины. После происшествия Диденко продолжала записывать истории в инстаграме. В соцсетях девушку до сих пор обвиняют в неправильной реакции на смерть близких.
Следственный комитет возбудил уголовное дело о причинении смерти по неосторожности.
После случившегося на «аптечного блогера» с миллионной аудиторией подписался еще миллион человек.
«В сториз она вела прямые эфиры из реанимации, из дома. И больше всего меня поразил тот, где убитая горем мать ее мужа некрасиво забылась на диване. «Это мама Вали» – говорила аптечный блогер, наводя на нее камеру. И тогда стало ясно, что в современном мире смерть в эфире – это тоже товар.
С тех пор блогер сделала себе новую грудь, походила в эфиры ток-шоу, обзавелась новым молодым человеком, понаделала съемок с ним в кокошнике и сообщила, что беременна. Подписчики ликуют, с интересом следят и завидуют. Чему? Такой же славе, каковую женщине принесла смерть ее мужа и еще нескольких человек. Все хотят так же – миллионы подписчиков, деньги от рекламы и приглашения в телевизионные ток-шоу. А для всего этого нужно только чуть-чуть – прославиться любой ценой. Не став ученым, выдающимся врачом, не прыгнуть даже в горящий дом, чтобы вынести ребенка. А прославиться, ничего не делая или делая какую-нибудь пакость, которую вообще нельзя популяризировать, но отчего-то телевидение популяризирует таких «людей», - высказывается Марина Ахмедова.
Популярный блогер Mellstroy (Андрей Бурим) у себя в прямом эфире схватил модель Алену Ефимову за шею и несколько раз ударил головой о стол. Помимо того, что за трансляцией следили подписчики стримера, сам индцидент произошел на глазах у сотен людей во время вечеринки в башне «Федерация» в «Москва-Сити». Автор поспешил удалить запись стрима, но ролик всё равно разошелся по сети. Жертва опубликовала у себя фотографию окровавленных губ и сообщила, что блогер сломал ей брекеты, после чего во рту образовалось кровавое месиво. Медэксперты подтвердили перелом челюсти. Полиция начала проверку по факту нанесения девушке телесных повреждений.
В пандемию COVID-19 многие сферы человеческой жизни еще больше транформировались в онлайн. В условиях самоизоляции и нехватки общения стали пользоваться спросом стримы – прямые эфиры с активным участием в них аудитории. Многие подписчики при этом платят любимым блогерам и считают, что имеют право заказывать у него контент на свой вкус.
- Общество столкнулось с тихой революцией – на глазах меняются основные принципы коммуникаций между людьми. Из оффлайна мы стремительно перетекаем в онлайн. В мегаполисах уже 95% молодежи практически живет в интернете, и новая коммуникационная среда задает новые форматы общения. Мы видим, как новая цифровая реальность не дает скучать и каждый день подкидывает замысловатые социальные практики. Необходимо осмысливать, в каком дивном новом мире мы оказываемся. К сожалению, на риски, которые сопряжены с новым миром, мы реагируем достаточно медленно, в реакционном режиме, - говорит директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин.
Эксперт называет цифровой интоксикацией зависимость и существенно возросшее во время пандемии время, которое средний пользователь проводит в сети.
В социологическом исследовании ВЦИОМ приняло участие 1600 респондентов всех возрастных групп из разных регионов России. 54% опрошенных ответили, что исчезновение интернета поменяет полностью или существенно изменит их привычную жизнь.
Вполне логичным кажется и то, с увеличением времени пребывания пользователей в интернете на всеобщее обозрение стали вываливаться те вещи, которые прежде имели бы шанс остаться за закрытыми дверьми.
- Поверьте, никто не хочет специализироваться на категории треш-стримов, это исключения, это вышедшие из под контроля импровизации. Три трагических примера – это случайность. Я на сегодня ни одного такого блогера не знаю, кто намеренно бы занимался треш-эфирами. Другое дело, конечно, что, совершив что-то страшное случайно и обретя резонанс и рекламные контракты, некоторые блогеры путают это со славой. Киберспорт, кстати, в отличие от обычных блогеров, уже давно имеет четкие моральные и этические правила, которым члены сообщества стараются следовать – как во время прямых эфиров, так и во время соревнований. Это важно для того, чтобы оставаться членом сообщества, команд, которые составляют важную часть досуга, жизни резидента, то есть речь о человеческой экосистеме, - говорит эксперт по созданию экосистем, киберспортивный комментатор-стример Михаил Бахман.
У интернет-платформ Youtube, TikTok, Instagram, конечно, тоже есть свои правила, которые запрещают определенные действия. Площадки отслеживают дизлайки, комментарии, жалобы пользователей и блокируют чувствительный контент. Проблема лишь в том, что алгоритмы пока не позволяют делать это оперативно, в моменты самих прямых эфиров. Кроме того, никто не запрещает блогерам, заблокированным сегодня, завтра «восстать из пепла» под другими именами и продолжить вещать.
- Ни о каких новых явлениях мы сегодня не говорим, мы просто сменили площадку коммуникации. Насилие всегда было и будет присуще определенному типу людей – незрелым личностям, у которых желание получить адреналин преобладает над разумом. Острые ощущения, риск, опасность – всегда будут востребованы у людей. Сам не сделаю – так подгляжу со стороны (посмотрю эфиры) и тоже получу яркие впечатления. Такова природа человека. Но насилие еще и привлекает повышенное внимание подростков, и в этом возрасте это чревато тем, что у жестокости появляются подражатели. И в меньшей степени, чем взрослые, они могут просчитать последствия своих действий. Перевод 100 рублей блогеру, который в прямом эфире издевается над людьми или животными – это тоже подражание, - говорит главный внештатный детский психиатр Департамента здравоохранения Москвы, руководитель отдела неотложной психиатрии и помощи ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им В. П. Сербского» Минздрава РФ Анна Портнова.
Как же можно переломить тенденцию? Ведь у условного подростка, чьей ареной служит подъезд или двор, будут единицы последователей. Но тот же условный «герой», идущий с этими идеями в интернет-пространство, может ежедневно концентрировать вокруг себя уже миллионы фанатов.
Запреты в подростковом возрасте не просто не оказывают воздействия, но и приводят к противоположному эффекту. Запретим треш-эфиры, и они пойдут в подвалы и будут делать ставки там. Именно по этой причине, к примеру, запрещена как реклама, так и антиреклама наркотиков: рассказывать подростку о том, какие наркотики плохие – значит, наоборот, пробуждать в нем интерес и попытки это проверить, уверенна психиатр.
Основной компонент «живучести» треш-форматов в том, что они приносят деньги, а это процесс двусторонний – есть тот, кто исполняет музыку, но есть и тот, кто ее заказывает и оплачивает, говорит член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов:
- К сожалению, по названным уже Анной Портновой причинам насилие, оскорбление, унижение, помноженные на интернет-зависимость – это то, с чем сталкивается молодежь. Мы с правоохранительными органами анализировали это явление и поняли, что не менее важными игроками здесь являются люди по ту сторону экрана. Сами зрители платят за эти жестокие развлечения, и они соучастники, и среди них немало очень состоятельных людей. Миллионеры перечисляют деньги за эти услуги. Из другой возрастной категории, кстати, - уточняет он.
- Действенный метод может быть только один: альтернатива. С природой человека мы сделать ничего не можем - гораздо проще съесть гусеницу, напиться, кого-то избить и так далее и «проснуться знаменитым». Но совершенно необходимо создавать позитивные примеры, другие способы получения адреналина, добиваться подражания чему-то хорошему, и это единственный выход. Молодым людям нужны возможности и площадки, где они заработают те же достойные деньги, получат ту же минуту славы и тот же азарт, желание выиграть, создавая что-то хорошее. Кроме того, надо всегда смотреть в суть проблемы, анализировать ее истоки. Если бы проблема домашнего насилия была решена оффлайн, молодые люди не стали бы забивать своих девушек и женщин в эфирах, и интернет тут не причем, - акцентирует внимание Анна Портнова.
Почему же треш-контент вдруг стал так популярен? Ответ стар, как мир. Есть спрос, есть предложение. При этом спрос определяется всегда морально-этической и культурной конъюнктурой, говорит координатор Центра безопасного Интернета, ведущий аналитик РОЦИТ Урван Парфентьев:
- Посмотрите цирковые и театральные номера конца 19 - начала 20 века, прочтите полную версию «Гиперболоида инженера Гарина» Толстого и обнаружите удивительные репризы. Наша молодежь ничем не отличается от предыдущих поколений и тяготеет к эмоциональному, к клиповому. Сейчас просто жизнь перенеслась в интернет, и всё то же самое, что было в обществе 100 лет назад, практикуется просто на других площадках. Всё теми же маргиналами и, литературно выражаясь, людьми, тонко чувствующими тренды. Мой рецепт: общий подъем культуры, этики, образования интернет-аудитории и создание равноценных возможностей, чтобы людям не приходилось зарабатывать деньги вот этими вот треш-способами, человеконенавистничеством, если называть вещи своими именами.