В рамках своего выступления она рассказала, в частности, о пяти базовых тенденциях, которые были до пандемии и которые пандемия ускорила.
«Первая тенденция: гуманизация и повышение цены человеческой жизни.
На фоне плохих новостей, которые постоянно приходят, это выглядит практически издевательством.
Но мы должны понимать, что сама суровость тех ограничений, которым мы себя подвергаем, как и всё человечество, связано с тем, что люди стали дороги. И что ни одно правительство мира не может позволить болезни забрать тех, кого она хочет забрать.
Эффективны эти меры или неэффективны, надо ли было их вводить или нет – сейчас я это даже не обсуждаю.
Но никто – почти никто – не может позволить себе сделать вид, что ничего не происходит: Бог дал – Бог взял. Какую-то активность надо хотя бы демонстрировать.
Вторая тенденция: глобализация, которая интересным образом сочетается с изоляционизмом. Физические барьеры и единое, как никогда, информационное и политическое пространство.
Даже несмотря на то, что все опять отделились границами и кое-где введён комендантский час, как бывало в XIX веке, никогда ещё человечество не было столь едино в смысле своего ментального поля, потребления информации.
Одна проблема, одна тема является предметом внимания всего коллективного разума. Такого раньше, пожалуй, не было. Все повестки слились в одну повестку. На примере соревнования вакцин мы видим это очень наглядно.
…Все смотрят друг на друга и видят друг друга так близко и так подробно, как никогда раньше. Психологически в ходе эволюции мы выработали такой механизм, который распространяет наше сочувствие только на себя и таких как мы.
Ранее несчастья того, кто живёт на другом континенте, воспринимались как далёкие истории. А теперь, когда в видеоформате у нас все страдания человечества есть буквально на расстоянии вытянутой руки, это создаёт такую нагрузку, к которой наша психика ещё не привыкла.
Но мы учимся с этим справляться.
Третья тенденция: знаменитый переход всего в онлайн. Универсальность онлайн-услуг, от торговли до образования. И обратная сторона диджитализации: прозрачность – она же всеобщая слежка.
Все следят за всеми, все видят всех. Государства собирают данные, корпорации собирают данные, люди беспокоятся, какова будет судьба этих данных, но при этом очевидным образом – и это, между прочим, следует из самого первого пункта, люди готовы обменивать приватность на удобства и тем более на безопасность.
Безопасность продолжает быть религией нового века, это тоже связано с ценой жизни.
Те, кто обеспечивает безопасность или обещают её обеспечить, становятся правителями мира, в той или иной форме, и люди готовы на свою проницаемость, на свою прозрачность, ради того, чтобы уберегли их бесценную жизнь от различных опасностей.
Будет ли обратная реакция? Будут ли стремиться новые поколения защитить свои данные?
Озабоченность этим есть, но пока не видно, во что она выливается. Но, если есть действие, то будет и противодействие, и мы на это ещё посмотрим.
Четвёртая тенденция: доместикация – одомашнивание - труда.
Люди работают из дома и это влияет на городскую застройку и благоустройство, на политическое поведение и на семейные отношения. На что только ни влияет! На продажи одежды – только верхней части, а не нижней части костюмов, и так далее.
А вторая сторона: люди, запертые дома, увидели, какой огромный объём неоплачиваемой работы должен быть проделан для того, чтобы вообще кто-то смог работать за деньги. Неоплачиваемый репродуктивный труд, который в основном, выполняется женщинами, вдруг стал виден наглядно всему человечеству.
Часть этого обслуживающего труда брала на себя в мирное время сама городская инфраструктура, и это тоже провалилось. Люди остались без той помощи, к которой уже привыкли. К чему это может привести?
Кроме того, что все начнут ценить женщин ещё выше, чем ценили раньше? В этом направлении может быть найдет один из ответов на проблему базового дохода. Это тема для отдельной лекции, но базовая сложность в том, что если людям платить деньги вообще ни за что, то это может дурно влиять на их поведение как работников. Возможно, одно из решений для этой патологии будет в том, чтобы оплачивать людям, например, изготовление еды на дому. Потому что это повышает общественное здоровье, снижает расходы на здравоохранение и вообще чрезвычайно всем полезно.
Можно вполне представить себе такого рода формы, когда будут доплачивать домохозяевам и домохозяйкам за то, что они всем этим репродуктивным – то есть воспроизводящим - трудом заняты.
Опять же онлайн-образование детей показало, что родители вовлечены в него очень сильно. А учителям же доплачивают, например, за классное руководство, а если у вас ребёнок дома – то вы его классный руководитель. Значит, может это компенсироваться? Может.
…Вообще-то, трудящиеся на дому должны получат больше чем те, кто ходят в офис, потому что они берут на себя те расходы, которые в офисе берёт на себя работодатель: отопление, освещение, амортизация оборудования, само это оборудование, питание, уборка… В офисе всё это выполняет работодатель, а дома всё это делаете вы.
И, вообще-то говоря, вместо того, чтобы благодарить своего начальника за то, что он вам разрешил работать из дома, сознательный работник должен коллективно объединяться с другими и требовать, чтобы ему платили больше. Потому что он тратится – ну, хотя бы на то же электричество.
Это всё направления развития, которые, поверьте, себя ещё проявят.
И последняя тенденция, пятая: секьюритизация медицины и медикализация публичной сферы.
Это тоже восходит к великой религии безопасности и к религии здоровья, очень комплексного понятия наших дней.
Вспомните, насколько серьёзно, на политическом уровне, в первую волну сурового карантина обсуждалось, можно ли разрешать людям пробежки и вообще заниматься спортом в парках или всё-таки нельзя. Помимо прочего, это означает, что практики ЗОЖ стали настолько всеобщими, что для горожанина занятия спортом на свежем воздухе или на дому и вся инфраструктура фитнес-залов – это столь же необходимая вещь, как инфраструктура кафе или прачечных. А ещё тридцать лет назад это было абсолютно не так. Это нигде не было так. Это проявление последнего времени.
Люди живут дольше, общество становится разнообразнее и, соответственно, медицина влезает в такие сферы человеческой жизни, в которых до этого её не было.
Мы можем предполагать, что появятся как международных, так и национальных аналогов Роспотребнадзора с силовыми функциями.
Ну и так же уже никого не удивляет, что в плане медикализации публичной сферы, такая интимная информация, как температура вашего тела теперь известная каждому охраннику и вы обязаны сообщать об этом публично. И ещё хорошо будет, если мы рамки тепловизоров будем встречать только на входе в публичные здания, а уже не на выходе из наших подъездов, чтобы нам выход не закрывали из квартиры, если вдруг градусник показал температуру чуть выше.
Вот всё это становится предметом общественного интереса и дискуссии. И это тоже растворение приватности.
Это плата, вероятно, за то, что мы дольше живём, за то, что люди, которые не выживали в социумах прошлого, теперь выживают. Но у этого есть целый ряд проявлений, которые людям сформированы в XX веке и этими людьми воспринимаются как дискомфортные».
Выступление Екатерины Шульман целиком можно посмотреть здесь, на её авторском ютуб-канале.