Людмила Бутузова
«Новые известия» совместно с экспертами и городскими активистами заглянули за кулисы бюджетной кухни, отследили путь принятых и непринятых депутатских поправок, присмотрелись к тому, как проходило в столице обсуждение бюджета, сравнили процесс с мировым опытом и попытались понять, почему линия, которую будет проводить московская власть в самом реальном – денежном выражении встречает столь полярные оценки – от полного неприятия до абсолютного восторга.
НУЛЕВОЙ ВЕС МОСКВИЧЕЙ
Мэрия сделала широкий жест – поддержаны 12 поправок фракции «Единая Россия», депутатского объединения «Моя Москва» и отдельных депутатов, а также 3 поправки, поданные редактором проекта бюджета.
Остальные 190 оказались «финансово не обоснованы и не рассчитаны». В целом поправки поддержаны на ничтожную по масштабам Москвы сумму - 19 млрд 49 млн рублей.
Это смешная сумма по сравнению с суммами, которыми с легкостью оперируют чиновники мэрии. Так, в 2019 году Департамент строительства с легкостью увеличил затраты на проектирование и строительство скандально известного проекта – новой линии метрополитена от станции «Улица Новаторов» до станции «Севастопольский проспект» – на 19 млрд 581 млн рублей (с 49 млрд 189 млн руб. в АИП (адресно-инвестиционная программа) в 2017 г. до – в общей сложности - 68 млрд 770 млн руб. в АИП на 2019 г.), без всякого финансового обоснования и расчетов – и ничего, финансисты не возмутились. При этом многомиллиардные средства на строительство того же метро берутся без обоснований и расчетов, в отсутствие проектно-сметной документации, без проведения необходимого публичного технологического и ценового аудита, как того требует соответствующее постановление Правительства Москвы.
Похоже, отклоняя «необоснованные» поправки депутатов, мэрия в очередной раз указала народным избранникам их место – сидеть в уголке и не лезть, куда не просят.
Как заметил депутат Михаил Тимонов («Справедливая Россия»), одобренные поправки составляют всего 0,6% от расходной части бюджета. Вот эти 0,6% – это вес депутатов в глазах мэрии. А учитывая, что все отклоненные поправки – это мнения москвичей, вес москвичей в глазах мэрии – нулевой!
«У НИХ» ПРОЕКТЫ ОБСУЖДАЮТ, У НАС - ПРЯЧУТ
Проект бюджета является самым важным бюджетным документом, так как в нём излагаются цели и планы бюджетной политики правительства на предстоящий год. Доступ к этой информации имеет решающее значение для гражданского общества, которое на этапе подготовки проекта получает возможность воздействовать на показатели бюджета прежде, чем он будет утвержден. Согласно рекомендациям Организации экономического сотрудничества и развития, проект бюджета должен быть опубликован и представлен для рассмотрения представительному органу власти не позднее, чем за 3 месяца до начала финансового года. У представительного органа власти должно быть достаточно времени для его детального рассмотрения.
В Нью-Йорке предварительный проект бюджета был опубликован и вынесен на рассмотрение Городского совета Нью-Йорка 1 февраля 2018 года, то есть за 5 месяцев до начала финансового года (в Нью-Йорке финансовый год начинается 1 июля). Городской совет Нью-Йорка рассматривает предварительный проект бюджета, публикует свои рекомендации, после чего Мэрия подготавливает и к 26 апреля (за 2 месяца и 4 дня до начала финансового года) вносит скорректированный проект бюджета на повторное рассмотрение в Горсовет. Таким образом, у законодателя и общественности есть около 5 месяцев на рассмотрение и обсуждение бюджета города.
В Москве проект бюджета был представлен депутатам 5 ноября 2020 г. Через 13 дней, 18 ноября, бюджет был принят в первом чтении. После этого изменять основные характеристики бюджета нельзя. К 9 часам 25 ноября депутаты должны были представить свои поправки.
8 декабря было проведено рассмотрение поправок на комиссии МГД по экономической и социальной политике. Из 203 поправок, внесенных депутатами, редактором проекта – министром финансов Москвы Еленой Зяббаровой – было поддержано 12 поправок от провластных депутатов.
9 и 10 декабря проводилось формальное голосование по поправкам в проект бюджета, 190 поправок депутатов были отклонены.
10 декабря 2020 г. на внеочередном заседании Мосгордумы проект бюджета города Москвы на 2021 и плановые периоды 2022 и 2023 годов был принят во втором, заключительном чтении.
РУКИ ПРОЧЬ!
Все официальные средства массовой информации тут же отметили, что был побит прошлогодний рекорд по продолжительности заседания – 11 часов 42 минуты. Однако ни одно официальное СМИ «не заметило», что так же, как и в прошлом году, депутаты от «Единой России» и объединения «Моя Москва» практически целиком бойкотировали голосование по поправкам. (Для полноты картины: участие в голосовании принимали от 12 до 20 депутатов из 44 членов МГД). Такая тактика – отсутствие кворума, еще год назад принятая провластными депутатами, – сделала бесполезной всю процедуру голосования. «Руки прочь от бюджета Москвы! Здесь все уже схвачено и поделено!» – вот к чему свелся смысл «обсуждения» поданных москвичами поправок.
Тактика «неучастия» не так безобидна, как это кажется молчаливому большинству. На красный свет налетают вполне здравые предложения поддержать, например, работников московского здравоохранения, которые работают сейчас в невыносимых условиях. Об этом говорят уже с самых высоких трибун, но в проекте бюджета Москвы повышение фонда оплаты труда медиков предусмотрено всего в размере 3,7%. Считается, что этого достаточно – медицина неплохо живет и за счет фонда ОМС. Жители Юго-Запада с этим не согласились. Было предложено изъять из проекта бюджета Москвы расходы на проектирование и строительство ненужного и вызвавшего массовые протесты участка метро от станции «Улица Новаторов» до ст. «Севастопольский проспект» стоимостью 68 млрд 770 млн руб. и направить эти денежные средства на повышение окладов работникам здравоохранения. Поправка отклонена как «финансово необоснованная». Парламентское большинство с этим согласилось. Вернее, увернулось от обсуждения щекотливого вопроса.
К слову, шаблонная формулировка «Финансово-экономическое обоснование и расчёты в поправке не приведены», которой редактор снабдил практически все «оппозиционные» предложения, в полной мере относится и к тем поправкам от «Единой России» и «Моей Москвы», которые были поддержаны (например, поправки №№ 6-11).Поправки самого редактора проекта (№№13-15) тоже не имеют ни обоснований, ни расчетов, но проскочили как по маслу, не вызвав ни единого возражения. Были и поправки с точными - до копейки - цифрами (№№1-5), они явно рассчитаны чиновниками, а не депутатами. Их вполне можно было заранее включить в проект бюджета без всяких ритуальных танцев в Мосгордуме. Депутат Евгений Бунимович («Яблоко») остроумно посоветовал коллегам из «Единой России» в следующем году сделать в «своих» поправках какую-нибудь ошибку для правдоподобности – уж очень точно указаны все цифры.
Депутат Дарья Беседина («Яблоко») оценила эти потуги как «имитацию бюджетного процесса»: «Сначала мэрия не докладывает денег в определенные статьи, а потом «Единая Россия» широким жестом правящего большинства их добавляет». По мнению думской оппозиции, мэрия даже специально раздула резервный фонд до 78 млрд руб., чтобы была возможность показательно продемонстрировать, что поправки депутатов учитываются. Но только своих депутатов!
У НАС СВОЙ ПУТЬ
В Москве публичные слушания по проекту бюджета, также как и в столицах других мировых держав, предусмотрены законодательством, но начали проводится только в 2019 году по настоянию оппозиционных депутатов. 5 ноября 2019 г. в зале Общественной палаты города собрались заинтересованные чиновники и незаинтересованный, но делегированный властями административный ресурс; попасть в зал для выступлений простым москвичам удалось лишь к концу слушаний, когда разошлись бюджетники.
В 2020 г. публичные слушания проводились в дистанционном формате с 23 по 25 ноября, предварительные результаты слушаний (цифры участия граждан) стали известны только вечером 26 ноября. Учесть мнения москвичей в проекте бюджета было уже невозможно.
Впрочем, руководитель департамента финансов Елена Зяббарова заявила, что работать над бюджетным документом на плановый период депутатам надо начинать уже на следующий день после принятия очередного бюджета.
Но как справедливо заметил депутат Максим Круглов («Яблоко»), «это хорошо на словах, а на деле чиновники весь год отделываются от назойливых депутатов формальными отписками».
Напомним, 10 лет назад кандидат в мэры Сергей Собянин пообещал городским депутатам реформировать бюджетную систему – включить в цепь принятия решений парламент и гражданское общество, чтобы пересмотреть приоритеты городского бюджета. Но фактически мэрия узурпировала бюджет многомиллионного мегаполиса и стала едва ли не единственным его заказчиком, составителем и распорядителем.
Как это произошло? Подконтрольные мэрии депутаты упразднили бюджетно-финансовую комиссию, которая могла фокусироваться на бюджетном процессе весь год, а ее функции смешали с комиссией по социальной политике и трудовым отношениям – в результате появилась комиссия по экономической и социальной политике, где бюджетные вопросы остались на заднем плане. По словам члена комиссии , депутата от «Справедливой России» Михаила Тимонова, в этом году ни на одном заседании принципиальные вопросы бюджета не обсуждались – пока не был внесен проект бюджета на 2021–2023 гг.
Немаловажный факт в тему. Большинство депутатов Мосгордумы не имеют зарплаты и трудятся на общественных началах. В думе зарабатывают деньги только председатель, его заместитель и главы комиссий. Рядовые народные избранники должны вникать в хитросплетения городских вопросов в свободное от основной работы время. В целом понятно, зачем это мэрии: чтобы оппозиционные депутаты сидели без денег и не мешали «работать».
Все это привело к очевидному результату: если представительный орган неактивен в принятии решений по бюджету, фискально-бюджетная политика определяется неизбранной исполнительной властью. При отсутствии строгих механизмов подотчетности исполнительной власти существует риск, что бюджетная политика будет отражать пожелания неизбранных элит. Судя по отзывам, именно это сейчас и происходит.
Независимый депутат Елена Шувалова: «Получили буржуазный бюджет перекачивания денег из карманов москвичей в кошельки строительных и транспортных олигархов».
Депутат Павел Тарасов («КПРФ»): «Якобы социальный бюджет, но главным потребителем денег является стройка. Можно ли считать политику, которую выстраивает стройкомплекс, социальной? Я думаю, что нет. Эти хорды, стройки под самыми окнами, против которых протестуют москвичи, вырубка тысяч деревьев… Бюджет абсолютно не решает проблемы москвичей!»
Депутат Михаил Тимонов («Справедливая Россия»): «Имитация и неуважение к гражданам. Непрозрачность. Мосгордума не должна быть придатком мэрии!»
Ну почему же! По выражению Елены Янчук («КПРФ»), некоторые коллеги по МГД вполне комфортно чувствуют себя в объятиях чиновников и галопом бегут, чтобы «доказать им свою преданность».
ГОЛОС УЛИЦЫ
Что думают о бюджете родного города простые москвичи? И так ли важно для них, как голосует Мосгордума при дележке пирога стоимостью 3 триллиона рублей? Ведь в конечном итоге все «в кассу» - город богатеет и жителей, по возможности, не обделяет. Собрали по соцсетям мнения «улицы». Они, конечно, могут не совпадать с вашими, но уж точно, что это голоса неравнодушных к Москве людей.
Олег Сулакадзе, мастер спорта, гражданский активист, почетный житель района Останкино: «Я всегда считал, что бюджет- это квинтэссенция политики властей, демонстрация той линии которую будет проводить власть, поэтому за «кухней» следил внимательно. Очень многие моменты настораживают
1. В городе утвердился и процветает монархический стиль управления с постыдными, бутафорскими рюшечками в виде Мосгордумы.Огромные деньги остаются под полным единоличным и бесконтрольным управлением мэра. Хочешь бронированные джипы за 25 млн. - закупай, хочешь искусственные пенисы к новому году – да пожалуйста! То же самое с квартирами - дари чиновникам и нужным людям, предоставляй городскую недвижимость правильным общественным организациям и партиям и т.д. Никто не спросит и не потребует ответа.
Единственный орган, который мог хоть как-то влиять на формирование бюджета и финансовую политику, - Мосгордума, но и та расстелилась ковриком у ног мэра. Не смогли даже объективно проанализировать, привлечь экспертов и провести широкие обсуждения огромного по объёму документа. Если москвичи хотят жить в свободном, демократически управляемом городе, необходимо выстраивать институты власти и управления. Наличия полноценного представительного органа при этом стоит на первом месте. По голосованию. Анализировать голосование «Единой России» не буду, не имеет смысла тратить слова. Сражён поведением членов фракции КПРФ - тех, которые вместе с «ЕР» голосовали «ЗА» бюджет инерции, расточительства, коррупции, миллионных доходов высшего чиновничества, дальнейшего ухудшения медицинского обеспечения и экологии. «ЗА» бюджет дальнейшей застройки, уплотнения и ухудшения условий жизни москвичей. За то, что мы снова будем жить в унынии и несправедливости. Мне стыдно за людей с которыми я стоял рядом на митингах, участвовал в протестах и которые проголосовали за всё то, с чем призывали бороться простых москвичей. И огромное спасибо тем депутатам, которые взяли на себя смелость пойти против несправедливости, преодолеть свой страх, возможно, пожертвовать карьерой ради принципов.
Дмитрий Барановский, муниципальный депутат района Северное Измайлово: «Ну-ка давайте посмотрим, как происходит адаптация наших депутатов в Мосгордуме, которых мы выбрали год назад. Реалити-шоу на наших глазах. Что произошло - мне понятно. До депутатов от оппозиции наконец дошло, что если они не начнут сотрудничать с мэрией, а будут только хаять власть с трибуны, то их просто будут игнорировать. Чиновники будут их элементарно отфутболивать и никакие депутатские просьбы удовлетворяться не будут. Эффективность народного избранника в такой ситуации стремится к нулю. А кому нужен депутат, от которого в округе ничего не зависит и который ничего решить не может? Мэрия элементарно сделает так, что к следующим выборам депутат не решит ни одного обещания, данного им на прошлых выборах. Легко!
Поэтому некоторые депутаты решили схитрить и занять "конструктивную" позицию: «Я голосую за ваш бюджет, а вы мне помогаете решить такие-то проблемы в округе, поликлинику там построить или ФОК. А потом я своим избирателям покажу, какой я молодец». Взаимовыгодный обмен. Собственно, проголосовавшие за бюджет депутаты так и написали в своих фейсбуках - мэрия пошла им навстречу, приняла какие-то поправки, приняла решения по их вопросам и т.п. А что они за весь бюджет проголосовали - так от них это не зависит, едросы и так могут утвердить бюджет без этих 6 голосов. А тут хоть польза какая-то для жителей, разве не так?
Примечательно, что мэрия пошла навстречу депутатам от КПРФ в размере 1% от бюджета, но получила дополнительные голоса за весь бюджет целиком. Ответственность за бюджет разделена. Теперь депутаты от КПРФ не могут с трибун заявлять, зачем тратятся миллиарды на перекладку бордюров или закупаются тонны реагентов, зачем строится дорога через парк! Ведь вы же сами за это вчера проголосовали! А-ха-ха!
Удивляюсь, как мэрия ловко провернула эту выгодную для себя сделку. Пару мелких подачек - и вчерашний оппозиционер голосует за бюджет.
Далее мы будем наблюдать, как одни оппозиционные депутаты будут все ближе дрейфовать в сторону "конструктивной" работы с мэрией (кое-кто начал даже публично хвалить министров Собянина за помощь в решении проблем), а другие будут все больше становиться изгоями-оппозиционерами. Первые будут считать, что они в выигрыше. Последние будут каждый раз обламываться в любом противостоянии с мэрией.
Мои симпатии, конечно, на стороне тех, кто не повелся на подачки от мэрии в виде "конструктивного" сотрудничества и не стал утверждать распильный бюджет. Объясню очень просто. В день, когда депутаты голосовали за бюджет, по указке властей в Кунцево был спилен 300-летний дуб, который посмел встать на пути платного кутузовского дублера. Деньги на строительство этой дороги заложены в бюджете. Как же клево сотрудничать с мэрией!»
НЕ СТРЕЛЯЙТЕ В ДЕПУТАТА – ОН ЗА ВАС!
По закону жанра «Новые Известия» предложили депутатам, чье голосование за бюджет привело к разочарованию довольно большой группы москвичей, высказать свою точку зрения на конфронтацию в Мосгордуме и привести аргументы в защиту бюджетной политики мэрии. Многие согласились.
Магомет Яндиев, руководитель фракции «Справедливая Россия» в МГД:
- В этом бюджете, как и в любом другом аналогичном документе, есть плюсы и минусы. Но прежде, пожалуйста, услышьте, что бюджет – это распределение денег, а не их физическая раздача. Мы в Мосгордуме распределяем будущие доходы, а вот исполнительная власть их потом тратит: финансирует и проводит конкурсы на госконтракты. Где-то в цепочке от бюджета до рядового получателя бюджетных средств может оказаться ржавый механизм, который позволяет незаконно обогащаться. Но для того и существуют всевозможные контрольные организации, прокуроры и следователи, чтобы ловить за руку нечистоплотных чиновников. От того, что, например, у родителя возникло подозрение, что его новорожденный малыш вырастет бандитом и убийцей, это еще не повод лишать малыша жизни, читай голосовать против бюджета. Но, еще раз повторюсь, наша задача – депутатов – разложить бюджет по горочкам: этому вот эта горка, этому – вот эта и т.д. И, на мой взгляд, мы это сделали вполне удовлетворительно: бюджет большей частью социальный, и город в обязательном порядке выполнит все свои социальные обязательства перед москвичами.
Я видел в соцсетях призывы голосовать против бюджета. Они ничем, кроме подозрений, не мотивированы, например: давайте уберем такую-то статью, так как нам не нравится такая-то стройка. К сожалению, многие активисты не понимают, как надо разговаривать с органом власти. Они обращаются к нему как к человеку, а это институт, и к нему надо обращаться иначе: найти вот этот самый ржавый механизм, подготовить профессионально выверенные рекомендации и вот потом можно и митинги проводить и пикеты и т.п. А вот если бы бюджет не приняли? Тогда с учетом того, что расходы бюджета состоят на 92% из госпрограмм, тогда московские власти могли бы ежемесячно финансировать текущие расходы в пределах всего лишь одной двенадцатой от оставшихся 8%. Это был бы полный коллапс. Поэтому у любого региона должен быть бюджет, хороший ли, плохой ли, но должен быть. Только экстремист может желать коллапса.
Валерий Головченко, депутат МГД (депутатское объединение «Моя Москва):
- Бюджет Москвы на 21-й год принят! Работая над его содержанием передо мной стояла важнейшая задача - все принятые программы должны быть выполнены целиком. Запланированные в рамках этих программ проекты гармонично связаны в единую концепцию развития, отвечающую требованиям кардинальных улучшений не только в Новой Москве, но и во всем городе. Более того, за время обсуждений нам удалось аргументированно убедить коллег в правительстве Москвы увеличить расходы по целому ряду направлений, включая стратегически важные сейчас - здравоохранение и социальную сферу. Ко второму чтению проекта бюджета мы вместе внесли 205 поправок. Город обязательно будет обеспечен всем необходимым, чтобы быть готовым к любому сценарию, в т.ч. третьей волне коронавируса, которая уже никого не удивит. Дополнительные 1,2 млрд рублей в бюджете на оказание высокотехнологичной медпомощи, не включенной в программу ОМС, увеличение на 5 млрд рублей расходов на проведение капремонта в поликлиниках, дополнительные 5 млрд рублей на решение проблем обманутых дольщиков, в том числе в моем ТиНАО, увеличение на 1,2 млрд рублей расходов на соцвыплаты потерявшим работу – это очень существенные средства на будущей год. Что еще важно в нашей работе с принятым бюджетом – векторы городской политики по развитию территорий Новой Москвы сохраняются. А это и метро до Троицка, и связанная с ним единая программа по строительству и обновлению инфраструктуры, и развитие вместе с МЦД территорий, как, например, в Кокошкино, где жители возлагают большие надежды и воспринимают это событие, как импульс для дальнейшего развития всего поселения. Все проекты, которые мы защищали – будут реализованы. Считаю, в таком оптимистичном бюджете достаточно возможностей для нашей эффективной работы по улучшению жизни города и жителей. Будем работать! Вот мой официальный комментарий. Кулуарно добавлю: в нынешней ситуации - слава богу, что бюджет есть. И, выражая благодарность команде мэра, я не лукавил.
Сергей Савостьянов, депутат МГД (фракция КПРФ):
- На фоне пандемии бюджет Москвы на 2021 год является удивительным. Сохранен объём, а это значит, на городском бюджете будут продолжать работать предприятия, учреждения, технопарки, тащить (за собой) строительство, которое через поставщиков и смежников будет тащить ещё в значительной степени стройматериалы, транспорт, связи, интернет-технологии, бухгалтерию… … Я считаю, что экономическая политика мэра Собянина и вице-мэра Ефимова, за исключением отдельных моментов по перекладыванию бордюров и плитки, могла бы стать примером для откровенно слабых управленцев и бездельников в правительстве РФ. Я решаю голосовать «за», потому что именно в этом году появится метро в Гольяново, которого ждали 20 лет. (Видеозапись выступления в МГД)
Евгений Герасимов, народный артист РФ, депутат МГД (фракция «Единая Россия»):
Депутаты! Как можно не поддержать этот бюджет! Как можно не поддержать мои поправки – поправки «Единой России»! 2,5 миллиарда, направленные на то, чтобы привести в нормальное состояние, отремонтировать 30 музыкальных детских школ, художественных школ, на закупку новых музыкальных инструментов! Миллиард на то, чтобы отремонтировать и привести в порядок московские театры, провести ремонтно-реставрационные работы театра на Малой Бронной, Эстрады, Эрмитажа! 500 миллионов на то, чтобы работала и продолжала работать программа «Московские библиоцентры»! 500 миллионов на обеспечение отдыха и оздоровление детей! Как можно не поддержать такой бюджет? Депутаты! Голосуйте за него! (Видеозапись выступления в МГД)