Posted 14 декабря 2020, 10:11
Published 14 декабря 2020, 10:11
Modified 7 марта, 14:19
Updated 7 марта, 14:19
Популярный блогер Владимир Стечкин разбирается в своей публикации, почему растут цены на продукты в России. Он обращает внимание на то, что в ходе совещания с правительством Путин упрекнул главу Минсельхоза Дмитрия Патрушева за высокие цены на сахар, подсолнечное масло и ряд других продуктов, Блогер отмечает сразу, что президент сильно ошибся, сказав, что цена на сахар за этот год выросла всего на 1,5% процента, на самом деле рост составил 1,7 раза!
Но виноват ли тут Патрушев, который занимается урожаями и надоями, а не ценообразованием? За цены отвечает рынок, а он подчинен только соотношению спроса и предложения. Когда падает предложение, растут спрос и цена. А коль скоро с урожаями в этом году было все хорошо, то причина роста цен – в размере экспорта, который и влияет на размер предложения внутри страны.
И вот тут-то и следует искать виноватых, поскольку политика государства направлена именно на рост экспорта продовольствия, и Путину это очень хорошо известно, он этим фактом публично гордится. Именно благодаря этой политике экспортеры продовольствия получили большие льготы - отмену НДС, а также прямое субсидирование экспорта.
Чего же тут удивляться, если продовольствие уходит за рубеж, а в стране практически ничего не остается?
Для примера, блогер цитирует информацию, которую публикует Всероссийский справочник «Молочная отрасль 2020»: «Россия с начала сезона (с 1 сентября 2019 по 19 июля 2020 года) увеличила экспорт подсолнечного масла на 36,5% по сравнению с показателем за тот же период годом ранее, до 3,131 млн тонн, сообщается в обзоре "Центра агроаналитики", подведомственного Минсельхозу... Экспорт семян подсолнечника с начала сезона составил 1,224 млн тонн, что в 3,7 раза больше, чем годом ранее. Семена подсолнечника остаются лидером по относительному и абсолютному приросту экспорта масличных...» https://milknews.ru/index/maslo/eksport-podsolnechnoe-maslo.html Кроме того, Стечкин находит, вопреки словам Путина об том, что не может быть связи между ростом цен и корона-кризисом, данные о том, связь тут прямая. Вот, к примеру. Как выглядела динамика цен на подсолнечное масло:
Данные Росстата демонстрируют, что цены стали расти сразу же после 10 марта, когда в стране начались паника и ажиотажный спрос на продукты питания пандемии. Более того, с началом второй волны цены стали расти еще быстрее:
Еще быстрее растут цены на сахар:
Это свидетельствует о том, что граждане страны, памятуя о реалиях голодных 1990-х, помчались в магазины скупать все на «черный день». Именно такое поведение и диктуют им законы рынка.
«Видимо по причине такого рыночного "изобилия" ряд россиян до сих пор вынужден питаться на помойках, чего в СССР категорически не было даже в Перестройку с ее очередями и талонами...» - заключает блогер.
А вот журналист Сергей Мардан в своем канале приводит пример из немецкой экономики, которая тоже ведь рыночная, однако процессы в ней совершенно противоположные, чем в России:
«Пока в России продолжается публичная порка министра сельского хозяйства Патрушева-младшего, которого назначили главным виновником роста цен, в Германии четвертый раз за этот год зафиксирована отрицательная инфляция.
В ноябре совокупный индекс розничных цен на товары и услуги снизился по сравнению с ноябрем прошлого года на 0,3%. Об этом сообщило 11 декабря Федеральное статистическое ведомство ФРГ (Destatis).
Одной из главных причин того, что инфляция во второй половине 2020 года ушла в минус: на период с 1 июля по 31 декабря в Германии временно снижена ставка налога на добавленную стоимость (НДС). Основную ставку НДС снизили с 19% до 16%, льготную - с 7% до 5%. В результате почти автоматически приблизительно в такой же пропорции уменьшились розничные цены на товары и услуги.
В России с 1 января 2019 года ставка НДС была повышена с 18 до 20%.
Другая причина отрицательной инфляции в Германии - существенное удешевление энергоносителей. Оно составило в среднем 7,7%, при этом горючее для автомобилей стоило в ноябре на 13,1% меньше, чем в ноябре 2019 года, а нефтепродукты для отопления зданий упали в цене на 35,1%.
В России стоимость топлива выросла за год всего на 2%. И на том спасибо.
Подешевели в Германии и различные потребительские товары длительного пользования. Destatis в качестве примера приводит телефоны (- 6,7%), бытовую электронику (- 4,5%), одежду и обувь (- 2,2%).
И главная новость. Растительное масло в ФРГ тоже дешевеет. Оно стоит сейчас в немецких магазинах на 3,8% меньше, чем год назад.
Про сахар немцы ничего не пишут...»
Так что дело не в законах рынка, а в законах российского «рынка».