На след предполагаемых отравителей журналистам изданий The Insider, Bellingcat и CNN при участии Der Spiegel удалось выйти благодаря анализу больших данных, открытых источников и детальному изучению метаданных телефонных звонков участников покушения на политика.
«В отравлении Алексея Навального участвовали восемь сотрудников Института криминалистики ФСБ», — сообщает телеканал «Дождь» со ссылкой на публикацию The Insider.
Сенсацией дня стало то, что за два месяца до отравления в Томске на Навального пытались совершить покушение в Калининграде, из-за чего 6 июля 2020 года пострадала его жена Юлия. Расследователи предполагают, что на самом деле яд предназначался не ей: она просто случайно дотронулась до некоего предмета, специально подготовленного для контакта с Навальным.
«Я просто шла по улице, чувствовала себя совершенно нормально. И внезапно почувствовала себя плохо. Потом очень плохо. Потом так плохо, как никогда в жизни себя не чувствовала. Алексей спрашивает: что у тебя болит? Чем тебе помочь? А у меня ничего не болит и я сама не понимаю, что происходит. Он принес мне воды, я пошла обратно в номер. По дороге присела на лавку и уже с трудом с нее встала. До номера еле добралась, хотя это было метров триста. Легла на кровать. Это было просто ужасно. Через час стало легче и я заснула. А утром всё было совершенно нормально», — рассказала она.
Расследователи, сумевшие отследить организованный силовиками круг слежки за Навальным с 2017 года, полагают, что поводом для начала массированной слежки за политиком стало его заявление о готовности баллотироваться на пост президента страны.
Расследователи, используя данные о перелетах силовиков в тех же направлениях и практически в те же даты, что и Навальный, полагают, что подготовка к покушению на Навального при помощи боевого отравляющего вещества длилась несколько лет. Затем участники преступной группы «заметали следы» — в частности, уничтожили одежду Навального, на которую, предположительно, был нанесен яд.
«Дело раскрыто. Я знаю, кто хотел меня убить. Я знаю, где они живут. Я знаю, где они работают. Я знаю их настоящие имена. Я знаю их поддельные имена. У меня есть их фотографии», — прокомментировал итоги расследования Навальный.
Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности прокоментировал ситуацию на радио Бизнес ФМ :
«Вырисовывается такая картина, чуть ли там не батальон офицеров ФСБ бегает за Навальным и пытается его отравить, причем в России. И вот весь этот батальон эфэсбэшников с секретными биологами и химиками, институтами не может справиться с задачей, ну, я, конечно, такие вещи, может быть, циничные говорю, но это удивительно, не может справиться с задачей ликвидировать одного человека на российской территории. Но это выглядит действительно просто мегастранно. Но, другое дело, что в современном мире, опять же, тут вопрос, конечно, доверяете вы этому или не доверяете, это вопрос ваших политических пристрастий. Безусловно, с российской стороны вся информационная политика выглядит очень беззубо в этой ситуации. Никаких внятных разъяснений не было и так и нет, кстати, относительно того, почему не завели уголовное дело, почему нельзя было более внятно все эти разъяснения сделать. И в этом плане получается, что мы столкнулись с двумя такими классическими в современном мире информационными историями. То есть первая история про fake news и генерацию такого рода новостных сюжетов, а вторая история — про отрицание всего и информационную тактику «вы все врете», которая тоже ни к чему хорошему не приводит».
Накануне Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал материал в английской газете The Sunday Times, в котором утверждалось, что второй раз оппозиционера Алексея Навального пытались отравить, когда он лежал в омской больнице.«The Sunday Times — воскресное чтиво такое в халате. Есть фейки информационные, а есть уже такие сообщения, которые, наверное, можно таким емким английским словом... есть такое английское слово bullshit (чушь). Вот это bullshit. Большего не буду говорить», — сказал Песков.