Борис Альтшулер, научный сотрудник Физического института им. П.Н. Лебедева РАН, Председатель Правления РОО «Право ребенка», Член Московской Хельсинкской группы.
Согласно Распоряжению Президента России В.В. Путина от 18 марта 2019 г. № 81-рп «О подготовке и проведении мероприятий, посвященных 100-летию А.Д. Сахарова» образован Оргкомитет под председательством Президента РАН А.М. Сергеева, планируется выпуск телевизионных и документальных фильмов, только что, 10 декабря с.г., на встрече с Советом по правам человека В.В. Путин поддержал идею установки памятника Сахарову в Москве на проспекте его имени.
Мы в Физическом институте им. П.Н. Лебедева РАН готовим международную «сахаровскую» конференцию по физике (в мае с.г.), подготовили к изданию сборник «Академик А.Д. Сахаров. Научные труды. К 100-летию со дня рождения» – с комментариями специалистов о значении научных идей Сахарова в контексте сегодняшнего состояния науки. Некоторые вещи поражают – мало кто способен выдвигать идеи, сохраняющие свою актуальность через полвека после их опубликования.
Я был знаком с А.Д. Сахаровы в течение 20 лет, много публиковал о нем после его смерти. А сейчас, к 100-летию, написал книгу «Сахаров и власть: “По ту сторону окна”. Уроки на настоящее и будущее». В книге главный рассказчик, 60% текста, сам Сахаров – наиболее яркие и значимые куски его воспоминаний, которые чередуются с отрывками из воспоминаний знавших его современников, пояснениями, справочно-документальным материалом, включая выдержки из ныне рассекреченных документов Политбюро ЦК КПСС и КГБ СССР.
Документы эти свидетельствуют, что каждое публичное выступление Сахарова, включая и тяжелые годы ссылки, внимательно изучалось на вершине советского властного Олимпа, ряд его предложений принимались к сведению и определили политику СССР в ключевых вопросах ядерной стратегии и разрядки международной напряженности. К сожалению, делалось это непоследовательно. Но судьба Сахарова всегда решалась только на высшем уровне. «Я не на верхнем этаже. Я рядом с верхним этажом – по ту сторону окна», - как-то пошутил Сахаров, имея ввиду верхний этаж власти. И эта шутка точно отражает уникальность такого его статуса, ставшего судьбой. А судьба Сахарова – это, можно сказать, захватывающий детектив, цепь невероятных событий, однако не случайных, а продиктованных гениальностью и силой духа главного героя.
Задача книги «Сахаров и власть…» – перекинуть мост между тем временем, когда жил и действовал А.Д. Сахаров, и сегодняшним днем, показать, насколько актуально сегодня то, что Сахаров говорил 30 и более лет тому назад. Об этом кратко и заведомо неполно в настоящей заметке.
Отсутствие систем сдержек и противовесов, отсутствие здоровой конкуренции в политике, экономике и в правоохранительной сфере – это те системные причины, которые во-многом определяют сегодня наше настоящее и делают неопределенным, опасно непредсказуемым наше будущее.
1. Монополизм в политике.
Вот уже 20 лет в Российской Федерации фактически однопартийная система, причем парламент «не место для дискуссий». Влияние законодательной, а также судебной, ветвей власти на принятие важнейших для страны и народа решений сведено к нулю. И что, может быть, самое для людей ощутимое – это удушение исполнительной властью такого важнейшего институт демократии, как местное самоуправление.
А.Д. Сахаров (из программного выступления на заключительном заседании I Съезда Народных Депутатов, 9 июня 1989 г.):
«Я считаю, что Съезд не решил стоящей перед ним ключевой политической задачи, воплощенной в лозунге: “Вся власть Советам!”», и далее: «Товарищи депутаты, на вас сейчас – именно сейчас! – ложится огромная историческая ответственность. Необходимы политические решения, без которых невозможно укрепление власти советских органов на местах и решение экономических, социальных, экологических, национальных проблем…».
Как актуально это звучит сегодня, когда принимаются законы Российской Федерации, превращающие местное самоуправление в придаток региональных органов исполнительной власти! Между тем, именно зависящая от местных избирателей, вынужденная учитывать интересы людей местная власть – основа демократического строя во всех развитых странах. И как тут не вспомнить земскую реформу местного самоуправления Императора Александра II, которая была последовательно проведена и до сих пор эффективно работает в единственной провинции бывшей Российской империи – Финляндии, стране с ничтожными, в сравнении с Россией, природными ресурсами и самым высоким в мире уровнем жизни.
И также, выступая более 30 лет тому назад на трибуне 1-го Съезда народных депутатов СССР, Сахаров сказал слова, актуальность которых сегодня не требует пояснений: «По действующей Конституции Председатель Верховного Совета СССР обладает абсолютной, практически ничем не ограниченной личной властью. Сосредоточение такой власти в руках одного человека крайне опасно, даже если этот человек – инициатор перестройки. В частности, возможно закулисное давление. А если когда-нибудь это будет кто-то другой?».
Автократические системы, в отличие от демократий, в принципе не способны системно решать проблему транзита власти, замены первого лица. Отсюда дворцовые перевороты, удушение царя подушками, отсюда катастрофические революции и распады государств.
В советской иерархии власти «самодержавным властелином» (цит. Пушкин) формально был Генеральный секретарь ЦК КПСС. Как-то в далеком 1973 году я наивно спросил Сахарова, почему Брежнев не сделает то-то и то-то, нечто, казалось бы, очевидное. Андрей Дмитриевич ответил мне на языке физики: «Чем выше положение, тем меньше степеней свободы. Брежнев может очень мало». Та же мысль – в известной парадигме «короля играет свита». Сахаров понимал, насколько всё там непросто – в Кремле «под ковром». И поэтому никогда, в самых своих критических выступлениях не переходил на личности лидеров, не тыкал пальцем. Мудрый был человек.
2. Монополизм в правоохранительной сфере.
Отсутствие эффективных судебного контроля и прокурорского надзора за следствием ФСБ, СКР и МВД стало бедой для всех: нарушения законности при дознании и предварительном следствии, вплоть до получения признательных показаний с применением пыток, удушение силовиками бизнеса, фабрикация дел «для галочки» и наград. Всё это остается безнаказанным, а суды штампуют обвинительные приговоры. Об этом год назад на встрече Президента с Советом по правам человека говорил Генри Резник, и В.В. Путин поддержал его высокопрофессиональные предложения, в январе с.г. они официально стали Поручениями Президента Российской Федерации. И вот 4 дня назад, 10 декабря с.г., на встрече с Президентом разговор о том же, но за год ситуация только усугубилась.
РОО «Право ребенка» в первую очередь волнуют эпизоды, когда жертвами беззаконного следствия становятся несовершеннолетние, из которых «выдавливают» нужные следствию показания. Чудовищный пример такого рода – дело Юрия Дмитриева, исследователя сталинских репрессий, в том числе предполагаемого массового расстрела в Сандармохе тысяч заключенных СЛОНа. В сентябре с.г. Верховный Суд Карелии осудил его на 13 лет заключения на основании показаний девочки-подростка, навязанных ей следователями и психологами СК России, надругавшимися над психикой ребенка (см. https://www.zaprava.ru/petrozavodskij-gorodskoj-sud-peresmotrit-delo-yuriya-dmitrieva/ ).
Вопрос: кто в нашей стране может проверить законность действий этих должностных лиц в отношении несовершеннолетней? На сегодня нет ответа – и это страшно!
И страшно, что остаются на бумаге поручения Президента России, направленные на исправление этой неприемлемой ситуации. О том, что никому не подотчетные правоохранители стали у нас «государством в государстве» - заявление членов Московской Хельсинкской групп от 07.12.2020, в котором, среди прочего, говорится:
«Трагическим проявлением захвата власти в России силовиками является также недопустимое молчание политического руководства России в отношении немыслимых по жестокости акций подавления массовых протестов в Республике Беларусь. Тысячи задержанных, сотни из них попали в больницы, многие задержанные исчезают бесследно. На Нюрнбергском процессе такие деяния назывались «преступлением против человечности». Молчание – знак согласия! И это стыдно и страшно.» - https://echo.msk.ru/blog/moscowhelsinkigroup/2754080-echo/
А.Д. Сахаров (из проекта выступления на II Съезде народных депутатов; проект написан утром 14 декабря 1989 г., вечером того же дня Андрей Дмитриевич скончался):
«Реально в нашей жизни подозреваемый или обвиняемый находится в чрезвычайно тяжелых условиях давления следствия. У всех на памяти многочисленные случаи самооговоров, взятия вины на себя из-за пресс-камер, избиений, шантажа и угроз. У всех на памяти смертные приговоры невиновным, приведенные в исполнение не только в республиках, но и в Москве.».
И за полгода до этого, на I Съезде Народных Депутатов:
«Съезд должен, по моему мнению, принять постановление, содержащее принципы правового государства. К этим принципам относятся: свобода слова и информации, возможность судебного оспаривания гражданами и общественными организациями действий и решений всех органов власти и должностных лиц в ходе независимого разбирательства, демократизация судебной и следственной процедур (допуск адвоката с начала следствия, суд присяжных, следствие должно быть выведено из ведения прокуратуры: ее единственная задача - следить за исполнением Закона). Я призываю пересмотреть законы о митингах и демонстрациях, о применении внутренних войск».
«Следствие должно быть выведено из ведения прокуратуры», - и ведь это было сделано в 2006 году с созданием Следственного Комитета России! Такое разделение следствия и прокураторы можно было только приветствовать, была надежда, что прокуратура займется, наконец, своими прямыми обязанностями – надзором за соблюдением законности при следствии. Но вот беда – законодатель лишил прокуратуру такого права. Кто-то очень сильный пролоббировал этот законодательный абсурд. Результат – то беззаконие правоохранителей, которое стало нашими буднями.
В предложениях Генри Резника говорилось и о расширении подсудности суда присяжных, и о необходимости учреждения института следственных судей, призванных контролировать законность следствия. Но кто-то очень сильный сумел положить под сукно соответствующие поручения Президента Российской Федерации.
3. Монополизм в экономике.
О росте цен на самое необходимое – продукты питания, жилье, лекарства, услуги ЖКХ… мы каждый день читаем в газетах, в том числе и в заявлениях самых высоких руководителей, включая и Президента Российской Федерации. Из-за неадекватно высокой стоимости электроэнергии, бензина, других горюче-смазочных материалов страдает производство, стагнирует экономика.
О глубинной причине этого ценового беспредела см., например, в новейшем, октября 2020 г., исследовании Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России – публикация «Практически все картели в стране остаются нераскрытыми» («Независимая газета», 30.10.2020). В предыдущих докладах ФАС России говорится о: «Всеобщей картелизации российской экономики», и далее: «специфической чертой антиконкурентных соглашений в России является участие в них государственных органов… со всеми признаками, присущими организованным преступным группам и преступным сообществам». Доклад снова подчеркивает бездействие правоохранителей: «подследственная МВД России статья 178 УК РФ «Ограничение конкуренции»…практически не работает».
Более того, в «Перечне поручений Президента Российской Федерации по осуществлению первоочередных мер, направленных на выявление и пресечение деятельности картелей» от 5 августа 2017 г. сказано:
«ФАС России совместно с МВД России, ФСБ России, Следственным комитетом Российской Федерации и при участии Генеральной прокуратуры Российской Федерации разработать межведомственную программу мер по выявлению и пресечению деятельности картелей и при необходимости создать соответствующий межведомственный координационный орган.
Срок – 1 октября 2017 г.
Ответственные: Артемьев И.Ю., Колокольцев В.А., Бортников А.В., Бастрыкин А.И., Чайка Ю.Я.».
Никто пальцем не пошевелили – ни к 1 октября 2017 года, ни позже. Отсюда и вопрос «Кому подчиняются российские силовики?», на актуальность которого обращено внимание в вышеназванном заявлении членов МХГ.
А.Д. Сахаров об экономической конкуренции:
«Перестройка сложившейся в нашей стране административно-командной структуры экономики крайне сложна. Без развития рыночных отношений и элементов конкуренции неизбежно возникновение опасных диспропорций, инфляция и другие негативные явления.» (1988 г.).
Из предвыборной программы Сахарова (янв.-фев. 1989):
«Разукрупнить крупные предприятия с целью стимулировать конкуренцию и не допустить монопольного ценообразования».
Всё он понимал и старался добиться от власти, чтобы та проявила решительность в борьбе с экономическим монополизмом. К сожалению, власть такой антимонопольной решительности не проявила ни тогда, ни в процессе экономических реформ 1990-х годов, не проявляет и теперь. А многим тысячам семей с детьми России, включая и многодетные семьи, в прямом смысле слова не на что кормить детей и негде жить. И в течение многих лет негде жить 200 тысячам граждан из числа детей-сирот, которым по закону должны были предоставить жилье. Об этой проблеме открыто говорят даже Председатель СКР России и Генеральный прокурор РФ; но при этом почему-то обходят молчанием заведомо преступные деяния ограничения конкуренции в строительной отрасли, из-за чего людям негде жить в самой большой стране мира.
***
Сахаров умер 31 год назад. С тех пор в мир пришел интернет, а также пришли новые поколения, пришла молодежь, не обремененная советскими стереотипами раболепия перед начальством. Завершая эту заметку на оптимистической ноте, скажу об одном, столь актуальном сегодня предвидении Сахарова и приведу его слова о молодежи.
В статье «Мир через полвека», написанной в 1974 году, то есть обращенной прямо в наше время, А.Д. Сахаров писал:
«Одним из первых этапов этого прогресса представляется создание… всемирной информационной системы (ВИС)… ВИС должна включать индивидуальные миниатюрные запросные приемники-передатчики, диспетчерские пункты, управляющие потоками информации, каналы связи, включающие тысячи искусственных спутников связи, кабельные и лазерные линии...». Далее Сахаров провидчески пишет о влиянии ВИС на жизнь каждого человека, на преодоление разобщенности между странами и людьми, а также выражает надежду, что развитие ВИС не приведет к обесцениванию произведений искусства.
Сахаров (из интервью газете «Книжное обозрение», апрель 1989 г.):
«Я согласен, что подъем общества возможен только на нравственной основе. Я верю, что в народе всегда сохраняются нравственные силы. В особенности я верю в то, что молодежь, которая в каждом поколении начинает жить как бы заново, способна занять высокую нравственную позицию. Речь идет не столько о возрождении, сколько о том, что должна получить развитие находящаяся в каждом поколения и способная вновь и вновь разрастаться нравственная сила.»
14 декабря 2020 г.