Сергей Баймухаметов, публицист, историк (Москва)
В телевизионной передаче «Большая игра» Никонов заявил: «Казахстана просто не существовало, Северный Казахстан вообще не был заселен. Они (казахи) существовали гораздо южнее. И, собственно, территория Казахстана - это большой подарок со стороны России и Советского Союза».
Очень многие российские издания привели только последнюю фразу из высказывания Никонова. Этот подход можно понять: цитируя подобное, боишься: не способствуешь ли поневоле распространению, разжиганию розни?
Естественно, последовало возмущенная реакция с казахстанской стороны, вплоть до дипломатической ноты протеста: «Министерство иностранных дел Республики Казахстан ожидает адекватную оценку российской стороной подобных высказываний и призывает принять меры по недопущению впредь заявлений такого рода от государственных деятелей Российской Федерации».
Надо думать, Никонов получил нагоняй в верхах и тут же пошел на попятную:
«Полагаю, что интересы Казахстана были в полной мере соблюдены при определении границ Казахской ССР, ставших границами Республики Казахстан. Именно об этом я и сказал в передаче «Большая игра». Пользуюсь случаем, чтобы еще раз выразить самые теплые чувства в адрес братского народа Казахстана».
Но что сказано – то сказано. И понято так – как понято.
Все это было, было, было… И абсолютно точно известно, откуда исходило. В первые дни после августовского путча 1991 года ленинградская газета «Час пик» опубликовала стенограмму совещания в ЦК КП Литвы, на котором приехавший из Москвы, из «большого» ЦК, инструктор наставлял литовских товарищей: если власть компартии будет свергнута, начинайте нелегальную работу, опирайтесь на рабочих, играйте на национальных чувствах, поднимайте поляков Виленского края и русскоязычное население, как мы уже сделали это в Приднестровье…
Вот и все тайны. Как на ладони. В лучших большевистских традициях: и нелегальщина, и обращение к низменным, агрессивным чувствам толпы, объединенной общей якобы обидой…
ЦК КПСС давно нет, но остались стиль, методы, определенные структуры и просто последователи, во все времена ловящие рыбку в мутной воде.
Через два года, зимой 1993-го, началась громкая кампания по осуществлению приднестровского сценария в Казахстане.
— Там гибнут наши братья! — кричал с трибуны молодой человек.
Кто конкретно «погиб», почему «братья гибнут» и что «там» происходит, не уточнялось, да никто в зале и не спрашивал: сказано же — «гибнут». И точно так же всем ясно: «там» — это в Казахстане, а еще точнее — в Северном Казахстане, в Петропавловске, откуда приехали два «представителя», которые рассказывали собравшимся о «притеснениях русскоязычного населения».
Нервного молодого человека сменил седой вислоусый старик в казачьей форме.
— Президент Назарбаев ведет геноцид русского народа! — решительно заявил он.
Если учесть, что «геноцид» — это физическое истребление отдельных групп населения по расовым, этническим или религиозным признакам, сопоставимое и связанное в истории человечества с преступлениями и с именами таких людей, как Гитлер или Пол Пот, то становилось жутко.
Дюжий мужчина в полковничьих казачьих погонах рассуждал хоть и несколько взвинчено, но деловито:
— Мне было сложно воевать в Приднестровье, а в Казахстане будет легче, потому что сам я из Казахстана, уроженец Щучинска: быт, условия, природу знаю… У меня отряд в восемьсот вооруженных казаков, все готовы…
Не больше и не меньше. К чему готовы? К вторжению? Кровь пролить готовы и войну начать готовы?! Кто-нибудь из них представлял, что такое война Казахстана и России на границе протяженностью 6 тысяч километров? Они с ума сошли?
Но это ведь были не просто разговоры на кухне и даже не просто сход казаков в Омске - это была передача Российского государственного телевидения, которая транслировалась во все пределы стран СНГ. Причем утверждения участников схода приводились в передаче как некая данность: никаких журналистских комментариев, вопросов, сомнений… А если их нет, значит — неоспоримый, очевидный факт? Что же думали, видя и слыша это, люди, никогда не бывавшие в Казахстане вообще и в Петропавловске в частности, не знающие тамошней жизни и всю информацию черпающие из передач телевидения? Тогда, в 1993-94 годах, телепередачи из Москвы по привычке воспринимались как голос Центра, Центрального телевидения. И потому в Казахстане многие простодушные люди считали, что Россия готовит вооруженное вторжение в Казахстан. А в самой России после таких передач и статей в газетах верили, что в Петропавловске «казахская школа строится за счет русских школ»; там «русские пашут, а казахи пляшут», потому что «все руководящие должности занимают только представители титульной нации», и т.д.
А теперь, читатель, приготовься… Никто из авторов тех передач и тех газетных статей в Петропавловске не был. Никто.
Более того, пресс-секретарь главы администрации Северо-Казахстанской области и председатель местной телерадиокомпании, пораженные увиденным, услышанным и прочитанным, обращались в Москву, обзвонили собкоров российских изданий в соседних российских городах: приезжайте и своими глазами посмотрите!.. — нельзя же так, ребята, коллеги!..
Никто не приехал.
И потому дам справку. (На то время, когда происходили события, на 1993-94 год).
Итак, Петропавловск - центр Северо-Казахстанской области, граничащей на западе - с Курганской, на севере - с Тюменской, на востоке — с Омской областями России. Население — 250 тысяч человек, всего в области проживало тогда 650 тысяч.
На строительство казахской школы действительно затрачены были большие деньги. Но при этом ни в одной газете и передаче российского ТВ не говорилось, что в Северо-Казахстанской области все (!) семьсот (!) школ — русские, и только одна (!) — казахская. Школа-интернат.
Тот, кто утверждал, будто все начальственные должности там были заняты исключительно казахами, тот лгал намеренно и сознательно, рассчитывая именно на неосведомленность российских людей. На самом деле (на то время, когда происходили события, на 1993-94 год):
— губернатором Северо-Казахстанской области был русский;
— мэр областного центра Петропавловска — русский;
— из семнадцати начальников областных управлений — шесть казахов;
— из семи начальников городских управлений — один казах;
— из ста пятидесяти директоров совхозов — тридцать девять казахов;
— из восемнадцати директоров городских заводов и фабрик — один казах.
Читатель вправе спросить: каким же образом явная и преднамеренная ложь проникла практически во все газеты, на радио и телевидение России? Откуда ноги растут?
Очень просто. Два или три представителя срочно созданной в Петропавловске «русской общины» приезжали в соседние с Казахстаном города России - Омск, Курган, Тюмень, Челябинск, Оренбург, выступали на собраниях, встречались с корреспондентами, рассказывали им о… (см. выше). Их выступления, интервью транслировали федеральное ТВ, радио и федеральные газеты. И катился по нашей стране мутный вал лжи, клеветы, концентрированной злобы, четко направленного подстрекательства. Потому что далее начинались призывы к «пересмотру границ», к «автономии», а то и к прямому вооруженному вторжению.
Может, кому-то по истечении времени интересно, кто они были – эти «представители».
Набросаю портреты двух главных – Крикуна и Комсомольца. Имена и фамилии не называю, чтобы не рекламировать. Отдельно замечу: в провинции все на виду. Там всех знают и видят. «Что это вы о Крикуне и Комсомольце все время пишете? — удивлялись в Петропавловске. — Мы их тут как облупленных знаем, внимания на них не обращаем, а вы…»
Но в том-то и наивная ошибка жителей небольших городов, что они свое знание часто выдают за всеобщее, не ведая, что за пределами Петропавловска о их жизни имеют слабое представление, и там, за пределами, Крикун и Комсомолец подаются прессой как «борцы».
Итак, Крикун. Член КПСС. Уроженец Петропавловска. Работал на Украине и в Казахстане. До 1987 года занимал вторые по рангу должности в областных партийных газетах. Карьеру сделал на очерках из жизни Ленина. С 1992 года получал пенсию по инвалидности. Диагноз — циклотимия, легкая форма маниакально-депрессивного психоза, депрессивная фаза. (Пишу об этом только потому, что официальный диагноз был оглашен в печати.) Побыл немного антикоммунистом, демократом, а потом стал «защитником прав русскоязычного населения», призывал «создавать из русских людей в Северном Казахстане пятую колонну».
Второй персонаж — Комсомолец. Член КПСС. До последних дней коммунистической власти в Казахстане заведовал идеологическим отделом обкома комсомола. Затем, после перерыва на колебания, увешал квартиру иконами, надел сапоги и папаху, сшил мундир, засунул за пояс нагайку, нацепил на плечи полковничьи погоны и объявил себя атаманом казаков Ишимского землячества.
Их в Петропавловске во внимание не принимали, а вот в России самые разные политические круги горячо приветствовали и использовали.
Чем все закончилось в 1993-1994 годах? Ничем. Раздуть огонь нельзя без активности, хотя бы слабой, «угнетаемого населения», его недовольства. Но русским, украинцам, немцам, живущим в Северном Казахстане триста лет, и в голову не приходило, что на своей земле можно устроить какое-нибудь безобразие. Потому-то они даже и не возмущались провокационными заявлениями, а просто отмахивались от них.
А что с Крикуном и Комсомольцем? Крикун перебрался в соседний большой российский город и стал там… председателем областного отделения партии пенсионеров. Как так? Никогда там не жил, не работал, никто его там не знает – и сразу председатель партии? Можно предполагать, что просто так подобное не случается, что за ним стояли некие структуры. А Комсомолец переехал в Москву и устроился в каких-то околопарламентских организациях. В общем, не пропали.
Теперь вернемся к нынешнему дипломатическому скандалу, к выступлению депутата Госдумы Никонова на Первом канале телевидения: «Казахстана просто не существовало, Северный Казахстан вообще не был заселен. Они (казахи) существовали гораздо южнее. И, собственно, территория Казахстана - это большой подарок со стороны России и Советского Союза».
Как его расценили в Казахстане? Как территориальные претензии.
Будучи человеком эрудированным (некогда член клуба «Что? Где? Когда?»), Никонов должен знать, что нет ничего бессмысленней, чем современные территориальные претензии, основанные на «истории». Территория Казахстана, например, была частью территории Золотой Орды, в которую входила Русь как вассальное государство. Никонов несомненно знает, что распад Золотой Орды начался после того, как казахи вышли из ее состава и в 1465 году образовали самостоятельное Казахское ханство. Но зачем-то утверждает, что «Казахстана просто не существовало». Северный Казахстан, который, по утверждению Никонова, «вообще не был заселен, они (казахи) существовали гораздо южнее» - на самом деле являлся центром Синей Орды хана Тохтамыша; того самого, что в 1382 году пришел на помощь Дмитрию Донскому, изгнанному из Москвы в результате заговора бояр и воевод. А еще раньше междуречье Оки и Волги колонизировали киевские князья, которые и основали Москву, в частности. А Крым и Причерноморье вообще надо отдать древним грекам и древним римлянам, чтобы они, как прежде, отправляли туда в ссылку опальных поэтов?
Тяжкий опыт человечества свидетельствует: территориальные претензии часто заканчиваются кровью, смутой. Как раз после таких высказываний люди на пространстве бывшего СССР и смотрят на Россию с тревогой и опаской. Уже почти не осталось там государств, дружественных нам безоговорочно. Казахстан - чуть ли не последний. Да и тот взбудоражен теперь выступлением Никонова. Председатель Комитета по международным отношениям, обороне и безопасности Сената Мухтар Кул-Мухаммед отреагировал жестко: «Что это: воинствующее невежество, политический инфантилизм или целенаправленная попытка вбить клин между двумя народами и государствами?»
В социальных сетях кипят страсти. Сотни комментариев оставлены на странице Вячеслава Никонова в Instagram. Самые мягкие из них:
«Надо учить историю, прежде чем говорить… Вот такие безграмотные люди и портят отношения между странами».
«Он, наверно, хотел сказать, что север Казахстана не был заселен после искусственного голодомора».
«Либо очень безграмотный, либо действует специально».
Будем надеяться, что выходка Никонова всего лишь выходка – и забудется. Хотя осадок останется. Беда в том, что он, увы, не первый, и есть опасения, что не последний…
Поскольку российская пресса, рассказывая об инциденте, почему-то непременно упоминает, что Никонов – внук Молотова, то и я упомяну. (В.М. Молотов – член Политбюро ЦК КПСС, глава правительства СССР в 1930-1941 годах, нарком и министр иностранных дел СССР в 1939-1949 и 1953-1956 годах, известен на весь мир по советско-гитлеровскому «пакту Молотова – Риббентропа.)
Будучи отправленным на пенсию, он жил в дачном поселке Жуковка. Однажды, в конце 60-х - начале 70-х годов, приехавшая в Жуковку жена Александра Галича увидела, как Молотов, старенький, слабый, выходит из магазина, таща две большие сумки. Она подскочила к нему: «Вячеслав Михайлович, разрешите, я помогу, Бог с вами!»
Молотов повернулся к ней и ответил: «Бог – не со мной».
Это уже притча.
Нет Бога с теми, кто втравливает народы в новые раздоры и в новые смуты.
Народы должны знать и помнить, что все раздоры заканчиваются разором, что провокаторы-зачинщики, сделав свое дело, уйдут в сторону, а они, народы, останутся расхлебывать горькую кашу.
Это объяснение, но не оправдание последующей участи этих «народов». Думать надо, когда слушаем провокаторов-зачинщиков. На то людям голова дана.
От редактора
Хотелось бы напомнить, что Вячеслав Михайлович Молотов был не просто милым старичком, но одним из столпов советского империализма, который до конца дней гордился главным достижением своей долгой жизни - восстановлением российской империи в границах 1917 года, созданием пояса социалистических стран-сателлитов. И в этом смысле его внук - славный продолжатель дедовских принципов, не признающих никаких реалий после 1991 года и распада СССР.
Взгляды Никонова хорошо известны во всех бывших союзных республиках, включая и Казахстан. Но вот их публичное проявление в телевизионном эфире главного канала России казахские политики сочли личным оскорблением.
А почему?
Они разве не в курсе, что на наших телевизионных шоу дозволено молоть любую чушь, нести ахинею, оскорблять всех подряд?
Наверное, в курсе. Но от "политически корректного" Никонова такого не ожидали. Как и сам Никонов позабыл или не хочет знать, что в Казахстане растет уже второе поколение граждан, для которых понятие независимости и территориальной целостности будет посильнее и поважнее даже религиозных догм. Ну так они там в Казахстане устроены! Независимость - основа основ их социального мировоззрения.
Хотите поссориться с казахами? Ну так начните разговор про возвращение Целинограда - Астаны - Нур-Султана России. Уверяем, что если не получите по морде сразу, то обида останется. Навсегда...