Posted 10 декабря 2020,, 11:50

Published 10 декабря 2020,, 11:50

Modified 7 марта, 14:23

Updated 7 марта, 14:23

Провал?.. Успех! Как оценить катастрофу космического корабля Илона Маска

10 декабря 2020, 11:50
Несмотря на неудачу при посадке, прототип космического корабля Starship выполнил во время тестового испытания все остальные поставленные перед ним задачи.

Как известно, неудачей закончился тестовый полет прототипа космического корабля Starship Илона Маска – аппарат взлетел, но при посадке взорвался. Причиной аварии, как уточняют СМИ, стала не неполадка двигателя, а малое давление топлива в малом баке в носу корабля, из-за чего скорость приземления была слишком высокой.

Несмотря на это, основатель компании SpaceX, которая спроектировала и построила этот корабль, Илон Маск посчитал опыт успешным. В рамках испытания был выполнен полет на высоту 12,5 км с последующим отключением и повторным запуском двигателей для возврата в вертикальное положение и попытка посадки на стартовую площадку.

В российских СМИ и социальных сетях по-разному оценили это событие. Многие не без злорадства отмечали, что Илон Маск уже успел кое-чему научиться у Дмитрия Рогозина, возглавляющего Роскосмос и не отметившегося пока никакими значимыми достижениями, а только скандалами, к примеру, вокруг бесславного строительства космодрома «Восточный». Вот и Маск, как Рогозин, уже выдает желаемое за действительное, отреагировали скептики. Но не все.

Так, технический эксперт и популярный блогер, много пишущий как раз о космосе Виталий Егоров, прокомментировал это событие:

«Ракета SpaceX в очередной раз взорвалась» сегодня напишут в наших СМИ, скромно спрятав под кат факт успешного испытания всех этапов её полета. Гигантская ракета, 9 метров в диаметре и 50 метров в высоту, смогла подняться на 12 км используя три кислород-метановых двигателя Raptor. На высоте ракетные двигатели поочередно отключились, а газовые двигатели ориентации перевели ракету в режим аэродинамического спуска.

"Самолетную" схему посадки ранее в SpaceX использовали только для створок головного обтекателя Falcon 9. На последнем этапе снижения, двигатели ориентации снова перевели ракету в режим вертикальной посадки, но из трех маршевых двигателей запустились только два, в результате не удалось погасить вертикальную скорость. Хотя, по заявлению Илона Маска, на посадке и должны были работать только два двигателя, а причиной крушения стало недостаточное давление в топливных баках. Удар о землю произошел точно в запланированном месте посадки. Невероятный успех, учитывая относительно "кустарную" сборку в чистом поле, частное финансирование проекта, предыдущие неудачи с испытаниями и малый период разработки.

Это испытание еще рано ставить на один уровень с посадкой Space Shuttle или "Бурана", но SpaceX всё ближе к тому чтобы сравниться с достижениями "великих цивилизаций прошлого" и превзойти их. Метод проб и ошибок и накопление опыта дает результат, теперь уже не кажется фантастикой обещание очередным прототипом Starship достичь космоса в следующем году...»

***

Нет никаких свидетельств того, что Маск опустил или собирается опустить руки. Напротив, он полон энергии и планов. К примеру. Два дня назад ночью (!) он созвал собрание всех участников своего амбициозного космического проекта на своем заводе космических кораблей SpaceX в Бока-Чика-Бич в штате Техас. В ночные часы воскресенья он хотел узнать от своей команды, почему его завод не работает круглосуточно, чтобы построить Starship быстрее. Команда инженеров объяснила Маску, что им нужно больше людей на сменах. Результат не заставил себя ждать: уже в течение следующих 48 часов SpaceX наняла 252 рабочих, что вдвое увеличило штат сотрудников на этом заводе, сообщает Ars Technica

Недаром президент SpaceX Гвинн Шотвелл сказала не так давно:

«Нет никаких сомнений в том, что Илон очень агрессивен в своих планах, но это заставляет нас делать вещи лучше и быстрее. Я думаю, что все деньги в мире не дают решения, поэтому очень важно оказывать давление на команду...»

Сам же Маск прокомментировал свой ночной поступок:

«Есть гораздо более простые места для работы, но никто никогда не менял мир за 40 часов в неделю...»