Posted 8 декабря 2020, 10:10

Published 8 декабря 2020, 10:10

Modified 7 марта, 14:26

Updated 7 марта, 14:26

Евгений Сафронов: "Если бы аккаунты ТикТока были СМИ, их владельцев бы посадили"

8 декабря 2020, 10:10
Статистика утверждает - каждый 7-й россиянин является пользователем платформы TikTok. Юные тиктокеры зарабатывают миллионы. Крупные рекламодатели активно размещают рекламу в модном сервисе. Об особенностях популярного хостинга "НИ" поговорили с главным редактором информационного агентства ИнтерМедиа Евгением Сафроновым

- Какие сегодня самые популярные интернет-сервисы?

- Сервисы, предназначенные для создания и публикации видео, по сути представляют собой медиаплатформы для создания личных видеоканалов. Популярность таких платформ определяется в первую очередь удобством для пользователя и набором полезных функций - у TikTok это получилось крайне удачно, но пока он со своими 700 млн пользователей только догоняет Instagram (1 млрд) и YouTube (2 млрд). Популярность платформ сильно разнится по странам - сотни миллионов китайцев используют Kuaishou, а американцев - Tumblr, в мире таких сервисов сотни.

Перечисленные сервисы специализированы для видео, но и традиционные большие соцсети - Facebook, Sina Weibo, ВКонтакте и другие активно развивают функционал видео. Видеотрафик составляет около 80% всего интернет-трафика в мире, он будет постоянно расти, а личных видеоканалов будет всё больше - уже сейчас самые известные из них намного превышают традиционные телеканалы по охвату аудитории.

- Аудитория TikTok "постарела" и стала старше 25 лет. Как это скажется или сказалось на контенте?

- На мой взгляд, никак не скажется. Средний уровень культуры населения постоянно падает из-за бешеных темпов роста населения (вчетверо за 100 лет) - количество с виду взрослых людей с уровнем культуры 10-летнего ребёнка множится в геометрической прогрессии. Им всё будет нравиться.

- Как профессиональный уровень TikTok отличается от YouTube?

Блогеры TikTok попроще, но они намного активнее используют дополнительный функционал - анимацию, титры и т.д. При этом надо понимать, что “профессионализмом” это не является - скорее, это игра, развивающая функция. А вот в YouTube полностью представлены все традиционные, то есть, профессиональные медиа.

- Какие сейчас новые тенденции в контенте видеосервисов?

- Тенденция одна - с учетом необходимости охвата максимальной аудитории контент производится по принципу “чем проще и примитивнее - тем лучше”. У создателей видео - хоть крупных телеканалов, хоть третьеклассников - нет другого выхода. Во многих случаях третьеклассники побеждают.

- Чем модели монетизации TikTok отличаются от других платформ?

- Решительно ничем. Аккаунты во всех цифровых сервисах - это обычные СМИ, зарабатывают на рекламе. Есть электронные СМИ с платным доступом, но их нет на таких детских платформах.

Стоит отметить, что с недавнего времени все крупные сервисы, ранее использовавшие музыку и видео пиратским образом, были принуждены к выплатам правообладателям (исполнители, авторы, производители фонограмм), TikTok тоже заставили это делать. Эти отчисления мизерны и хоть как-то заметны только в отношении самых популярных треков.

- Как демография TikTok влияет на рекламодателей и почему туда сейчас пришли все?

- Дети - лучшая аудитория для масс-маркета. Но вообще туда далеко не все пришли - Boeing, ExxonMobil и BMW там с трудом можно найти.

- Какие там самые успешные бизнес-модели? Как растёт монетизация TikTok? Что стоит ожидать от них?

- Платформы получают отчисления от рекламы, текущий бизнес практически у всех убыточен, однако в них обильно инвестируют - отчасти это напоминает пирамиду (пока ни один из сервисов не окупился). Сами платформы являются частью бизнес-модели ИКТ-индустрии, их задача - стимулирование продаж техники и ИКТ-услуг. При этом они играют всё большую роль в политике.

Владельцы аккаунтов зарабатывают за счёт партнерской и прямой рекламы. Иногда это очень серьёзные суммы, миллионы - но всё это большей частью выплачивается вчёрную, достоверной аналитики нет. Этот бизнес в целом практически полностью криминальный, в нём много грязи, оскорблений, призывов к насилию, мошенничества, скрытой рекламы, политической пропаганды и других неприглядных вещей, за которые обычные СМИ уже давно бы закрыли, а владельцев и руководителей - посадили. Дело в том, что по законодательству аккаунты не считаются СМИ - ни Роскомнадзор, ни ФАС, их не видят вообще, а МВД и ФСБ - только в отдельных случаях. По сравнению с официальными СМИ аккаунты в соцсетях находятся в выигрышном положении - нет финансового контроля, де-факто разрешен черный нал, они могут публиковать практически всё, что угодно. То есть, бизнес очень выгодный (предположу, что до поры до времени).

- Как аудитория TikTok и Instagram отличается от других сервисов Интернет?

- TikTok помоложе, Instagram постарше, YouTube - для взрослых.

- Что привлекает молодежь в контенте TikTok? Есть ли особый "язык" TikTok, который отличает пользователей сети?

- Как и в любой игрушке - яркость, простота, доступность. У любого успешного СМИ - хоть у CNN, хоть аккаунта третьеклассника - обязательно есть свой особый набор средств художественной выразительности, привлекающий аудиторию. TikTok дает широкий набор средств для обработки видео, различной анимации - но как их применять, решают владельцы аккаунтов.

Подробнее о ТикТоке читайте здесь и здесь

Подпишитесь