Posted 5 декабря 2020, 20:30
Published 5 декабря 2020, 20:30
Modified 7 марта, 14:27
Updated 7 марта, 14:27
Людмила Бутузова
Это – участок Ленинского проспекта, по которому прокладывается отрезок Коммунарской линии метро. В мероприятии, носившем интригующее название «Инспекция жОлтой жЫжи», участвовало более 50 человек, полдюжины сотрудников полиции, а также 2 машины ДПС и следовавший по пятам автозак. Задержанных нет, в «жыже» никто не утонул, так как её неплохо подморозило при температуре минус 8, в не огороженные ямы не провалился, за свисающий повсюду кабель люди не хватались, поэтому автозак полиция использовала для собственного согревания, пока инспекторы фиксировали на видео многочисленные и вопиющие нарушения техники безопасности на изуродованном Ленинском проспекте и его окрестностях.
Предыстория такая. Осенью нынешнего года московская мэрия приступила к реализации планов по строительству открытым способом тупикового участка Коммунарской линии метро – от станции метро. "улица Новаторов" до станции "Севастопольский проспект".
«Аппендикс» протолкнули вопреки интересам местных жителей, отклонивших проект на публичных слушаниях в апреле 2019 года и игнорируя протесты специалистов, предупреждавших, что грунт в районе сложнейший - подземные реки, водяные линзы и плывуны, во многих местах на глубине 30-40 м залегают карстовые пещеры. Уже сейчас из-за бездумной застройки во многих местах образуются провалы грунта и нарушается отток воды.
К тому же линия метро мелкого заложения будет проходить непосредственно под уникальным комплексом жилых 10-13 этажных домов 50-х годов архитектора Белопольского (ЖСК «Работники Академии наук СССР – 1010 квартир»), Дмитрия Ульянова, 4 – Вавилова, 48. Технология прокладки метро мелкого заложения – это самая дешёвая, но самая рискованная технология, предполагающая открытые котлованы. Проектировщики и не скрывали, что какими-то домами «придётся пожертвовать». Многие здания на Ленинском проспекте неминуемо разрушатся, инфраструктура нескольких районов будет фактически уничтожена. Ни въехать, ни даже подъехать к домам будет невозможно – так уже происходит при строительстве метро у соседей, на улице Новаторов: дети ходят в школу по проезжей части, скорая помощь и пожарная машина не имеют доступа к домам.
С весны в районах ЮЗАО, через которые должна пройти новая линия, не прекращаются протесты. Не прекращается и подготовка к прокладке метро. Проходка туннеля ещё не начата, но для перекладки различных коммуникаций уже разрыты множество участков по Ленинскому проспекту. Для строительства пересадочной станции метро Академическая, несмотря на отчаянное сопротивление жителей, вырублен сквер на улице Дмитрия Ульянова, на благоустройство которого перед чемпионатом мира по футболу 2018 года было потрачено 700 миллионов рублей, а вытекающая из-под земли на месте работ "желтая жижа" стала героиней многочисленных мемов и фотожаб. В районе домов №№м 70-80 на Ленинском проспекте, БЕЗ утверждения финального проекта, заключения Госэкспертизы и прохождения предусмотренных законом процедур возникают опасные котлованы, прокладываются объездные дороги, и царят строительный хаос и антисанитария, уже превратившие жизнь местных жителей в ад.
Сегодняшняя инспекция это только подтвердила – проспект живёт на пороховой бочке. И ради чего?
- Ради интереса застройщиков, у которых трудности с продажей квартир в Коммунарке, - считает адвокат Московского фронта Станислав Станкевич, - Но есть и другие ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛИ - которые ни за что не отвечают, получают прибыль и от заказчиков, и от исполнителей, а себе получают землю, используя проверенную схему "принуждения к признанию аварийности" с последующим насильственным переселением. Нельзя исключать, что изобретенная схема будет распространена на всех территориях, куда не добралась реновация или нет места для точечной застройки. Ленинский проспект в ЮЗАО – именно тот кусок, который мэрии у очень хотелось бы проглотить. Это метро — экспансия в наши районы, потому что районы дорогие, элитные, престижные. По сути, это рейдерский захват. Они будут строить здесь 40-50-100-этажные небоскребы вместо наших малоэтажных "сталинок".
Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, опасается того же самого. Блинкин живет в Гагаринском районе. По его словам, жители районов "старой Москвы" действительно имеют мало выгоды от новой ветки, но сам проект «нужен для развития столицы». Муниципальный депутаты трех пострадавших районов поддерживают жителей, неоднократно обращались в Департамент строительства Москвы с просьбой отменить проект участка Коммунарской линии метро. В ведомстве не планируют отказываться от строительства.
Однако большинство экспертов, депутатов и политиков продолжают настаивать, что, концепция проекта новой ветки метро не обоснована, она по сути – тупиковая, не решает транспортных проблем, повторяет ошибки МЦК, приведёт к коллапсу «оранжевой» ветки метрополитена после присоединения к станции «Академическая». Самое главное: ветка метро отсутствует в Генплане г. Москвы, но на её строительство в городском бюджете незаконно выделено 68,770 млрд рублей.
- Это наши с вами деньги. Их откусывают от тех программ, которые могли бы сделать нашу жизнь лучше, и тратят на то, чтобы окончательно её испортить, - заявил Сергей Митрохин, подводя итоги сегодняшней инспекции по стройке на Ленинском. - Мы не можем смириться с продолжением этого незаконного строительства.
Сход на «ЖЫже» потребовал от правительства Москвы отказаться от реализации проекта линии метрополитена от станции «ул. Новаторов» до станции «Севастопольский проспект», как противоречащего Генеральному плану Москвы и нарушающему интересы жителей, и прекратить незаконные работы по переносу коммуникаций на Ленинском проспекте.
Соответствующую поправку в бюджет столицы, обсуждение которого на днях состоится в Мосгордуме, внесли сразу несколько депутатов от разных фракций. Законодатели считают преступным транжирством выделение столь существенной суммы на ненужное строительство в условиях беспрецедентного дефицита столичного бюджета и сокращения расходов на социальные нужды в период корона-кризиса.