- Чем Чубайс войдет в историю?
- Совершенно ясно, что это приватизация, это бесспорно. Это победа на выборах в 96-м году. Чубайс действительно фантастически эффективен, когда ясны критерии эффективности. Очевидно, что выборы и приватизация – события с очень ясными критериями. На выборах – это число голосов, на приватизации – сколько предприятий приватизировано. Реформа РАО ЕЭС - это была дико непростая вещь. Вот эти три вещи. Простой пример – 98-й год, дефолт, который был вызван совокупностью причин, в том числе, и внешних причин. И какие были жуткие прогнозы по поводу того, как долго будет страна выкарабкиваться из кризиса. В общем, за два года выбрались. Именно переход к частной собственности и рыночной экономике, независимое предпринимательство и стали причиной стремительного выхода из этой тяжелой ситуации. Не какие-то государственные программы спасли страну, а независимый бизнес. Это может подтвердить любой экономист. Роль Чубайса в этом была существенной.
- Почему тогда в стране утвердился госкапитализм?
- Я думаю, что это – переходный этап. Напомню, что революции не ходят в одиночку. Так было и в Англии, и во Франции. Это всё не так просто. Уже больше двух столетий осмысляется эта траектория. До сих пор учёным не очень понятна природа этого перехода. Это дико непросто, тем более, с учётом всех особенностей России.
- Некоторые эксперты говорят, что отставка Чубайса ставит крест на всех инновационных проектах…
- Я бы так не сказал. Под зонтиком РОСНАНО пригрелось очень много хороших инновационных проектов. Могло бы быть гораздо больше, но для этого нужна другая атмосфера в стране и другая политическая ситуация. Но с учётом этого, они помогли очень многим. Главное, чем они ещё помогали – они защищали. А в нашей стране принято отбирать собственность у эффективных, и этим заняты многие люди, близкие к главному телу. Мне знакомы чрезвычайно трагические судьбы людей такого типа – эффективных собственников как раз в сфере хайтека. РОСНАНО и Чубайс защищали таких людей, держа над ними такой зонтик, который позволял те проекты, которые они делали, успешно реализовывать. Это беспокоит меня больше всего. Сохранится ли этот зонтик.
- Есть ли у Чубайса будущее в этой стране?
- Анатолий Борисович – трудоголик. Когда он работал, он выкладывался по полной программе. Может быть, ему захочется отдохнуть. Не захочет отдыхать – будет искать. И потом мы ещё не знаем… я сомневаюсь, что у этого режима есть ещё 20 лет впереди. Поэтому, всё что угодно может произойти.