Вряд ли тульские чиновники первыми проявили такую дикую инициативу, наверняка власти и других российских городов включились в эту безумную игру «Найди врага», в которую так любили играть в СССР. Просто на этот факт обратил внимание известный тульский художник и публицист Александр Хоц, написавший в своем блоге:
«Когда-то это выражение (искусствоведы в штатском), казалось приметой глухого советского прошлого, где "культура доноса" цвела пышным цветом.
Но у полицейских режимов общая логика. Ещё можно понять, если приглашение к "сбору информации" появляется на сайте ФСБ и МВД.
Но музей? Да ещё "историко-краеведческий и художественный"? Ничему история не учит, если краеведение предлагается двигать в массы в форме полицейских анонимок.
На тульском сайте "ГУК ТО "Объединения "Историко-краеведческого и художественного музея" появилась "Форма для сбора информации о лицах, возможно причастных к распространению радикальной идеологии или подвергшихся ее влиянию. Здесь вы можете сообщить в анонимном режиме о лицах вышеуказанной категории. Вся информация незамедлительно передается в УФСБ России по Тульской области и УМВД России по Тульской области".
Музей стучит чекистам, - что тут удивительного? Часть политической традиции, её историческая реконструкция.
Хорошо известно, какой "радикальной идеологии" боятся в кремле и за что сажают (после пыток и фальсификаций) фиктивных "радикалов" - студентов и мальчишек. Судя по последним новостям, в войне с "радикализмом" "органы" взялись за 14-летних школьников.
Культура политического доноса насаждается на сайтах, связанных с культурой и "патриотизмом" в их чекистском понимании..
Патриотизм по-тульски - это сталинский донос на соседа, который в порыве эмоций пожелает "этим упырям" "наконец-то сдохнуть". Не сомневаюсь, что такой "радикализм" будет только нарастать по мере деградации "социального государства".
Хотя, надо быть наивным человеком, чтобы верить в анонимность в интернете. Сохранить инкогнито заявителю не светит.
Мы имеем дело с системным кризисом, когда полит-манипуляции перестают работать и у власти появляется запрос на выявление "врагов", "подрывающих основы". (Последние "законы" бешеного принтера - в русле той же практики, вызванной падением рейтингов).
Разумеется, речь идёт не о религии. Я не слышал в тульской жизни об "исламских радикалах". Зато война местных "э-шников" с оппозицией никого не удивляет. Восемь суток ареста за одиночный пикет против политических репрессий - здесь обычное дело. (Стиль президентского "охранника" Дюмина в роли губернатора).
Удастся ли наследникам «Железного Феликса» вернуть нам традицию "анонимок"? - пока неясно.
"Кто написал четыре миллиона доносов?" - спрашивал когда-то Сергей Довлатов. Реконструкция на марше.. "Можем повторить?"