Ирина Мишина
Нормы содержания сильнейших канцерогенов - глицидиловых эфиров в продуктах на территории стран, входящих в Таможенный союз, должен регулировать единый технический регламент. Его разрабатывает Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - постоянно действующий орган Таможенного союза и Евразийского экономического союза. С 2015 года в его состав входят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия. Технические регламенты на продукцию в этих странах единые. Так, Россия оказалась скована своими обязательствами в ЕАЭК.
«В цивилизованном мире несколько лет назад ограничили использование пальмового масла в продуктах питания. По заключению ученых Института рака во Франции, примерно треть онкологических заболеваний в Европе вызваны употреблением продуктов, содержащих глицидиловые эфиры. Евразийская экономическая комиссия 6 августа 2019 г. тоже приняла решение об изменении технического регламента в отношении нормативов содержания глицидиловых эфиров в продуктах. Однако, исполнители этого решения под давлением лобби производителей пытаются оттянуть его принятие всеми возможными способами», - заявил «НИ» председатель общественной организации «Объединение потребителей России» в Красноярском крае Игорь Болбат.
В распоряжении нашей редакции - обращение к председателю Коллегии Евразийской экономической комиссии М.Мясниковичу в связи с игнорированием решения о внесении поправок по глицидолу в техрегламент «О безопасности пищевой продукции» на территории стран Таможенного союза». Свои подписи под этим обращением поставили представители общественных организаций шести регионов России – Красноярского края, Владимирской, Астраханской, Липецкой, Новосибирской области и республики Бурятия.
«Для всех, кто знаком с вопросами лоббирования, саботаж в отношении нормирования глицидиловых эфиров… это история о том, насколько серьезно импортеры пальмового масла относятся к технологиям работы с чиновниками, которые всегда как бы в стороне от бизнеса, но уже обеспечили компаниям Масложирового союза России 14 месяцев свободного ввоза канцерогенного пальмового масла», - говорится в обращении.
После запрета в Европе российского торта «Алёнка» и печенья «Анела» вред от использования глицидолового эфира в продуктах питания россиян стал очевидным фактом. Напомним: торт «Аленка» продавался в семи странах Евросоюза: Германии, Франции, Нидерландах, Бельгии, Финляндии, Швеции и Португалии. Причиной для изъятия «Аленки» с прилавков, согласно уведомлению на сайте Департамента защиты прав потребителей и безопасности продовольственных товаров Германии, стали найденные в торте канцерогены: глицидиловые эфиры. Также девять стран Европы изъяли из оборота российское печенье «Анела» из-за содержания в нем глицидиловых эфиров.
На этот счет звучали разные мнения. Например, член экспертного совета при агропромышленном комитете Совета Федерации, доцент Московского университета технологий и управления им. Разумовского Светлана Дмитриева назвала запрет на продажу «Аленки» в Европе «торговой войной». «Такого не было с 90-х, - заявила эксперт. - 99 процентов , что это торговая война, и, если они проверят собственную продукцию, там будет то же самое или больше», — уверена Дмитриева.
Однако, подобные казусы с российской продукцией происходят уже не только в Европе, но и в некоторых странах ЕАЭК. Так, в Казахстане сняты с продажи российские продукты из-за несоответствия положенным и заявленным нормам. По результатам проверки масложировой и кондитерской продукции, в майонезе «Оливковый «Махеевъ» было обнаружено несоответствие реального содержания жира, заявленному на упаковке. Несоответствие фактической массовой доли жира, влаги, энергетической ценности выявлено и в пробе масла сливочного «Крестьянское». Об этом говорится в сообщении на сайте комитета по защите прав потребителей министерства национальной экономики Казахстана.
Как же на самом деле обстоят дела с использованием глицидиловых эфиров в Европе и в России?
Мир потребляет пальмовое масло в огромных количествах и для разных целей. Это масло может быть пригодно как для производства мыла и биодизеля, так и для пищевых продуктов. Но есть важное правило: чтобы пальмовое масло приобрело пищевые свойства, должны быть неукоснительно соблюдены правила его промышленной обработки, хранения и транспортировки. В этой связи возникает вопрос: насколько эти правила соблюдаются в отношении пальмового масла, которое Россия импортирует для пищевых целей?
«Глицидиловые эфиры давно известны в России. Пальмовое масло у нас добавляют в самые разные продукты – в сосиски, в маргарин, в сметанные и сырные продукты, в йогурты, кондитерские изделия, выпечку. Везде производители применяют дешевый растительный жир. Есть технологии, которые позволяют очищать пальмовое масло от глицидиловых эфиров. В России таких производств нет. Мы закупаем в Индонезии техническое пальмовое масло. Его использование в пищевой промышленности запрещено. Но его все равно используют, так как растительные жиры дешевые" , - сообщил председатель общественной организации «Объединение потребителей России» в Красноярском крае Игорь Болбат.
Европейские специалисты давно озаботились проблемой ограничения применения глицидиловых эфиров в пищевой промышленности. Всемирной организацией здравоохранения, Европейским Агенством по безопасности продуктов питания EFSA и Международным агентсвом по изучению рака были проведены токсикологические исследования, по результатам которых глицидиловые эфиры были названы одним из наиболее острых факторов, угрожающих здоровью людей. Токсикологические исследования показали шокирующие результаты. Было установлено, что глицидиловые эфиры являются основной причиной наиболее распространенных и агрессивных форм рака. Особенно подверженными развитию этих форм рака оказались дети. Кроме этого глицидиловые эфиры способны вызвать бесплодие у мужчин. Наиболее страшные последствия от потребления продуктов с глицидиловыми эфирами – мутации ДНК в организме человека.
После публикации результатов этих исследований Европа на законодательном уровне экстренно установила максимально допустимый уровень содержания глицидиловых эфиров в пальмовом масле, детском питании и другой пищевой продукции. В этой связи была принята специальная директива Европейского союза ЕС 1881/2006 (Regulation (EC) № 1881/2006).
Европейские производители изменили свой подход к производству пищевых продуктов. Сегодня они используют пальмовое масло, отвечающее жестким требованиям европейского законодательства в области пищевой безопасности. Для пищевых целей Европа импортирует из Малайзии и Индонезии сырое пальмовое масло и производит его промышленную переработку на собственных производственных мощностях.
В Россию более 90% пальмового масла ввозится из Индонезии, где содержание глицидиловых эфиров не регламентируется, поэтому практически все индонезийское пальмовое масло является канцерогенным. Это усугубляет то, что в отличие от Европы, в России и в Европейско-Азиатском экономическом сообществе нет ни одного предприятия, которое производит промышленную переработку сырого пальмового масла для использования его в пищевых целях. Технологий очистки пальмового масла от глицидиловых эфиров в России, Казахстане, Белоруссии, Армении и Киргизии не существует. В результате, на пищевой рынок РФ ежегодно поступает более 900 000 тонн индонезийского канцерогенного пальмового масла, вызывающего рак и бесплодие. Официальная статистика показывает прямую зависимость роста онкологических заболеваний у взрослых и детей от увеличения импорта пальмового масла и его использования.
Все это практически сводит на «нет» разработанную по указу президента Путина программу по борьбе с раком и национальный проект «Демография». В условиях свободного обращения на пищевом рынке миллионов тонн канцерогенного пальмового масла реализовать эти проекты, по мнению экспертов, практически невозможно.
В общем, картина более, чем пессимистичная. При этом в России на государственном уровне, похоже, осознают необходимость контроля за использованием глицидиловых эфиров. Так, Роспотребнадзор еще в сентябре 2019 года официально заявил о готовности контролировать уровень глицидола в пищевых продуктах. Роспотребнадзором совместно с ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» даже были разработаны и утверждены методические указания по определению содержания токсичных веществ, в том числе глицидола в пищевых растительных маслах и животных жирах. Эта методика была аттестована, с ее текстом можно ознакомиться на официальном сайте Роспотребнадзора в разделе "Документы".
Что же мешает внедрить этот контроль, от которого, по сути зависит здоровье нации? «Несмотря на лоббирование производителей, которые активно используют не очищенное и не переработанное пальмовое масло, в Евроазиатском экономическом союзе и в Таможенном союзе понимают важность принятия технических регламентов и требований к пищевой продукции. Коллегия ЕЭК решила принять ГОСТы, ввести единые требования для государств-членов этой организации в отношении продуктов, в частности глицидиловых эфиров. Россия выступает за введение этих технических регламентов. Но ситуация складывается так, что благие начинания остаются только на словах. Причина - в настойчивом неисполнении техническими регуляторами решения Коллегии ЕЭК от 06.08.2019 года о внесении поправок по глицидолу в техрегламент «О безопасности пищевой продукции», - рассказывает Игорь Болбут.
Складывается парадоксальная ситуация: вроде бы и политики, и экономисты понимают, что остановить применение токсичных глицидиловых эфиров в пищевой промышленности необходимо и даже принимают на этот счет решения. Но эти решения заторможены на уровне исполнителей. Однако, после того, как ситуация с токсичным российским тортом и печеньем получила громкую огласку и против применения глицидола в пищевой промышленности выступили общественные организации крупнейших регионов России, замолчать проблему будет сложно.