Posted 26 ноября 2020, 16:27
Published 26 ноября 2020, 16:27
Modified 7 марта, 14:35
Updated 7 марта, 14:35
“Насколько много их будет, все будет зависеть от способности крупных компаний восстановить свое финансовое положение”, - значится в докладе ЦБ РФ.
В этой связи регулятор порекомендовал российским банкам не бояться признавать потери по невозвратным кредитам, чтобы не упустить те эффективные компании, которые в состоянии выполнить свои обязательства перед банком. В противном случае это приведет к появлению на рынке так называемых “зомби-заемщиков”, не способных обслуживать кредит, предупредил ЦБ.
“Сохранение низких ставок на более длительном уровне может привести к образованию финансовых “пузырей” в самых разных сегментах рынка. Участники рынка привыкают к мягким условиям, что впоследствии может обернуться волатильностью на рынке по мере нормализации ставок. Если процесс регуляторных послаблений затянется, есть риск появления на рынке “зомби-компаний”, что будет мешать финансированию эффективных компаний и тормозить экономический рост”, - прокомментировали в ЦБ.
Поясним, в кредитовании есть три типа заемщиков. Первые, наиболее интересные банку - это те заемщики, с которыми не бывает проблем. Они всегда вовремя погашают займ. Второй тип - это проблемные заемщики, которые, тем не менее могут справиться со своими финансовыми обязательствами. И третий тип - так называемые “зомби-заемщики”, которые могут обслуживать займ только в том случае, если возьмут новый кредит. В конечном итоге работа с такими заемщиками всегда приводит к разорению последних и потери ресурсов для банка.
Сейчас, по мнению регулятора, у российских банков есть достаточный запас прочности для того, чтобы признать эти потери. Регулятор ожидает, что проблемы могут возникнуть прежде всего с авиакомпаниями, перевозчиками, со сферой торговой и офисной недвижимости, с туризмом и гостинично-ресторанным делом. Однако, в частности, туристические компании и гостинично-ресторанный бизнес не несут банкам существенных рисков, поскольку занимают не более 1% в портфеле корпоративного сегмента.