Posted 24 ноября 2020, 12:06

Published 24 ноября 2020, 12:06

Modified 7 марта, 14:38

Updated 7 марта, 14:38

"Живем в аду как на войне": как жители Приморья переносят локдаун

24 ноября 2020, 12:06
Сюжет
Авария
Вот уже почти неделю десятки тысяч жителей Приморского края остаются без тепла и света. Виной тому — непогода. Сети не выдержали обильных осадков в виде дождя со снегом и штормового ветра. Работы по ликвидации последствий ведутся круглосуточно, но до сих пор они не закончены. Подробнее — в материале «Новых Известий».

Дарья Вознесенская

Непогода начала бушевать в Приморье вечером 18 ноября. На следующее утро дороги, строения, деревья, линии электропередач и проч. покрылись ледяной глазурью. С начала ледяного шторма более 600 человек обратились за медицинской помощью с ушибами и переломами. Кроме того, некоторые объекты просто не выдерживали нагрузки — за время непогоды упали около 5 тысяч деревьев, были повреждены почти 100 км линий электропередач и 850 опор ЛЭП, а также вышли из строя более 1600 трансформаторных подстанций. По информации Примгидромета, толщина обледенения проводов и деревьев достигла аномальных значений — 12 мм. Усложнял ситуацию штормовой ветер.

«Был вынужден выйти из дома, чтобы погулять с собакой. Пес был в шоке от погоды, но и без этого прогулка была бы недолгой: рядом с нами упало дерево, и я решил как можно скорее пойти домой», — рассказал «ВостокМедиа» местный житель.

К слову, 19 ноября с крыши дома во Владивостоке рухнула железобетонная плита, которая раздавила припаркованный у подъезда автомобиль Nissan X-Trail. Владелец машины успел отбежать и не пострадал. В ходе проверки следователи установили, что на крыше многоэтажного дома находилась железобетонная шахта, состоящая из трех стен и плиты перекрытия. «При этом на кровле дома размещены транзитные кабельные линии интернет–провайдеров, прикрепленные к боковым станам конструкции входа в шахту, а также стойки для крепления данных линий. Транзитные провода проходили через несколько домов. В результате дождя, обледенения и сильного ветра, произошло раскачивание проводов, и возникла ассиметричная нагрузка на боковые стены шахты, вследствие чего конструкция сложилась. Во время разрушения создался уклон, что привело к смещению плиты и ее падению», — пояснили журналистам в местном СК.

И это еще не все неприятности, которые пришлось пережить жителям Приморья. Так, например, у автовладельцев ушло много времени на то, чтобы разморозить машины. Некоторые обливали автомобили горячей водой, другие — обстукивали. А один из находчивых приморцев и вовсе очищал машину топором. После того, как автовладельцам удавалось проникнуть в свои машины, они обнаруживали второе стекло — ледяное, которое приходилось разбивать.

А оставшиеся без водоснабжения люди были вынуждены топить лед и снег. На одном из фото, опубликованном в соцсети, видно, что снегом был забит даже унитаз. «Мы сегодня так же решили проблему — половину ванны натаскали», — написал один из пользователей сети. «Я тоже так делала сегодня, бесполезно. С 5 литров снега выход 2 см воды», — добавил другой. «А у нас дома „дубак“, не растает», — отметил третий.

Также непростая ситуация сложилась в сфере здравоохранения. Например, амбулаторный инфекционный центр был вынужден приостановить работу. Подача электричества в больницы Владивостока и Артема обеспечивалась за счет генераторов, проблема отсутствия водоснабжения решалась дополнительным подвозом бутилированной воды. В связи с этим была изменена маршрутизация доставки тестов в ПЦР-лаборатории, а также доставка пациентов в медучреждения.

К настоящему моменту водоснабжение в Приморском крае восстановлено, теплоснабжение — пока не везде: в понедельник без него оставались 19,2 тысячи человек. Куда сложнее обстановка с энергоснабжением, его до сих пор нет у 95 тысяч жителей региона. Оперативному устранению отключений помешали непрекращающиеся на протяжении двух дней мокрые осадки и ветер. «Элементарно люди не могут забраться на высоковольтные опоры, их просто сносит ветром, автовышки из-за сложного рельефа тоже не везде могут подъехать к местам повреждений, а куда и заезжают, не могут работать, так как есть риск опрокидывания. Не везде быстро можно и обнаружить повреждение, ведь зачастую энергетики ищут обрывы пешком, потому что даже высокопроходимая техника не может проехать», — рассказала 20 ноября зампред правительства Приморья Елена Пархоменко.

По ее данным, нередко возникали повторные аварии на тех же участках или соседних с ними. Наиболее крупная авария — падение опор — произошла на линиях 220 кВ Владивосток — Зеленый Угол, Волна — Зеленый угол.

По словам главного синоптика края Бориса Кубая, причина аномального погодного явления кроется в столкновении холодной и теплой воздушных масс: циклон вынес с юга тепло, а антициклон принес холод. «Подобный гололед я последний раз наблюдал в Одессе в 1974 году, но ни на Сахалине, ни в Приморье за все годы работы такого не видел», — рассказал Кубай.

В связи со сложившейся обстановкой 20 ноября в Приморском крае был введен режим ЧС регионального масштаба. «Это упрощает управление всеми силами и средствами разных уровней власти на территории Приморья. Второе — позволяет нам использовать средства краевого резервного фонда по ликвидации последствий ЧС, а также давать указания органам исполнительной власти для решения поставленных задач», — отметил заместитель председателя правительства Приморского края Дмитрий Мариза.

Губернатор края Олег Кожемяко возглавил работу по координации действий муниципальных оперативных штабов и всех задействованных в ликвидации последствий стихии служб. По его поручению было развернуто порядка 30 полевых кухонь в наиболее пострадавших от стихии городах — Артеме и Владивостоке, а также пункты временного размещения — там люди могли поесть, зарядить устройства и погреться. Кроме того, на территории края открыты более 130 пунктов обогрева.

21 ноября властям пришлось закрыть движение по мосту на остров Русский во Владивостоке. После ледяного дождя на вантах переправы образовался толстый оледенелый слой, а с потеплением большие куски льда начали отмерзать и падать на проезжую часть. Люди, переживая, что не успеют переправиться на материк, записали обращение и выложили его в интернет. В ответ на это власти организовали работу паромной переправы — с раннего утра и до позднего вечера. В среднем один рейс парома «Босфор Восточный» вмещает около 20 автомобилей, поэтому 21 ноября на острове Русский образовалась огромная очередь из машин. При этом уже за 23 ноября туда-обратно было перевезено почти 4,5 тысячи человек и 326 автомашин. Движение по мосту останется закрытым как минимум до среды, 25 ноября.

Для помощи в ликвидации ЧС в Приморский край были направлены спасатели из Хабаровска, Благовещенска и Биробиджана. В общей сложности в ликвидации последствий задействованы более двух тысяч человек — сотрудники МЧС Приморья и соседних регионов, а также аварийно-спасательные службы, сотрудники «ДРСК» и другие специалисты. В работу включились даже депутаты приморского Заксобрания. В частности, они расчистили территорию школы № 39, в которой расположен пункт временного проживания людей, пострадавших во время ЧС.

Кроме того, 22 ноября из Хабаровского края в Приморье поступили три передвижные электростанции мощностью 100, 120 и 200 киловатт. В тот же день председатель правительства России Михаил Мишустин поручил министру по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексею Чекункову отправиться в Приморье для оказания помощи на местах и координации работ. Вместе с этим двумя самолетами Ил-76 в столицу Приморья были доставлены восемь дизель-генераторов Росрезерва. Также генераторы поступили из соседних регионов.

Прибыв на место, Чекунков назвал стихию и нанесенный ею урон «беспрецедентными» и подчеркнул, что первостепенная задача — максимально помочь региону федеральными ресурсами. «Мы видим, какие усилия предпринимает правительство Приморья, губернатор. Но краю нужна дополнительная помощь. Совместно необходимо сделать так, чтобы предусмотреть полноценные ресурсы на восстановление», — отметил глава минвостокразвития.

К настоящему моменту энергетикам удалось восстановить работу 25 линий электропередач 35-110 кВ и 28 подстанций 35-110 кВ. По данным оперштаба на 24 ноября, без электричества в Приморье остаются почти 95 тысяч человек, из которых порядка 62 тысяч — во Владивостоке и около 25 тысяч — в Артеме. Власти обещают, что свет появится во всех многоквартирных домах Артема в течение двух дней. Чтобы ускорить процесс восстановления инфраструктуры Русского, Кожемяко распорядился обеспечить аварийные бригады условиями для комфортной ночевки на острове — работников разместят в одной из местных школ. Электроснабжение в Чуркине может вернуться уже завтра, 25 ноября.

«Нам потребуется длительное время, чтобы восстановить постоянное энергоснабжение. Во время запуска будут производиться переподключения линий. Сейчас мы не имеем права даже на сутки оставлять людей без тепла и света. Мы обратимся в Правительственную комиссию, чтобы весь ресурс, который установлен на котельных и насосных станциях, оставить здесь в резерве», — отметил губернатор Приморского края.

По предварительной информации, ущерб от стихии оценивается в 80 млн рублей. «У нас есть эти деньги. Для этого и существуют резервы. Но это только первоочередные расходы. Цифра, вероятнее всего, будет гораздо больше. И поскольку принято решение объявить краевую ЧС, будем выходить на федеральный уровень и обращаться за финансовой помощью», — пояснила председатель правительства Приморского края Вера Щербина.

В Кремле считают, что «руководство региона прикладывает все возможные усилия, чтобы справиться» с последствиями стихии. «Ледяной шторм был очень сильный, и он нанес колоссальный вред городской инфраструктуре, будь то энергетика или другие области ЖКХ. Эти последствия, к сожалению, сейчас до сих пор еще ощущаются», — приводит «Ъ» слова пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова.

«Все, правда, довольно грустно. Понятно, что явление уникальное. Понятно, что за последние 40 лет ничего подобного не было. Столкновение теплого холодного воздуха — это все понятно. Но. Проблема в том, что уже прошло пять дней, а город до сих пор не приведен в порядок. Это вопрос к работе коммунальных служб. Жители, молодцы, самостоятельно чистят дворы. Иначе ходить невозможно. Второй день в городе пробки — 10 баллов. Мы не имеем альтернативы, как Москва и Питер, в виде метро. Так что поездка до дома для большинства горожан становится просто квестом. Многочасовым. Осложняет и рельеф — не посыпанные сопки становятся настоящим катком. И это не то место, где хочется оказаться на автомобиле. Вызывает вопросы и работа ряда провайдеров. Фактически, интернет в большинстве домов исчез в день снегопада, так как оборвало кабеля, и очень много где он так до сих пор и не появился. Да, конечно, это мелочи. Но из этих мелочей складывается жизнь. Понятно, что власти сейчас делают максимум. МСЧ работает практически сутками на восстановлении рухнувших ЛЭП. И да, это как-то примиряет с ситуацией», — рассказала «Новым Известиям» главный редактор «ВостокМедиа» Ольга Киктенко. Она надеется, что уже завтра-послезавтра ситуация нормализуется.

Из дневника жительницы одного из самых пострадавших микрорайонов — Чуркин — опубликованного на «ВостокМедиа»:

«День первый. Не понарошку. Стихия разгулялась не на шутку… С работы отпустили на полтора часа пораньше, но домой совершенно не хочется, так как что там делать? Нет ни света, ни воды, ни тепла. Единственное, что заставило вернуться в родные стены поскорее — ждущая в темноте и холоде собака.

Еду по «Золотому мосту», одна половина которого яркая и светлая, а вторая — вся черная. Единственные источники света на Чуркине — фары проезжающих машин. Район похож на Мордор.

Поднимаюсь к домам на Каштановой и наблюдаю картину из поваленных веток, обвисших проводов и ледяной корки на дороге. Людей нет. Фраза «их как ветром сдуло» приобретает новые краски.

Хотела посмотреть, когда же обещают включить свет и дать тепло, но замерзли руки. Сотовый телефон неумолим и отказывается искать сеть. Реально апокалипсис. Если что случится — никуда не дозвониться. Ни маме, ни папе, ни на работу…».

«День второй. Надежды нет. Как всегда просыпаюсь в 5 утра для прогулки с собакой. В моем окне темно, за моим окном темно и в соседних домах тоже темно. Понимаю, что ничего не поменялось за эту ночь, кроме того, что в квартире стало холоднее.

В надежде, что на работе есть свет, тепло и интернет, выгребаюсь с района. Машину оставляю на стоянке — за ночь она превратилась в красивую глазированною льдом статую. Благо рядом живет коллега, она и довезла. Работа надежд не оправдала — в офисе тоже холодно и нет света.

Отпустили [домой]… Свечи уже все прогорели, а у фонариков сели батарейки. Восстановление света, тепла и воды обещают уже к завтрашнему утру. Но, как говорили в одном популярном ролике: я уже никому не верю, ни на что не надеюсь и ничего не жду… Начинает раздражать грязная посуда и немытые полы».

«День третий. Холодное солнце. Тук-тук-тук. Тепла, света и воды так и нет. Соседи вышли собирать пока еще чистый снег в ведра, чтобы растопить дома. Говорят, что снег легче, чем вода, поэтому тащить на 9-10 этаж намного проще.

Сотовая связь не работает. Дозвониться до мамы и папы, находясь в своей квартире невозможно. Пожилая мама сидит вторые сутки одна без света и с севшим телефоном. Доехать до нее пока не могу — такси очень дорого, а машина до сих пор одной стороной во льду…».

«Четвертый день. Как после войны. Ночевать в квартире не стала — уехала к маме в центр. Там хотя бы тепло и есть холодная вода. А ночью дали еще и электричество. Вообще благодать.

Народ стоит в очередях с пустыми емкостями. Тут же развернули торговлю барыги, которые предлагают чуркинцам газовые баллоны и свечи по завышенной цене… Проезжая всю эту картину, поднимаюсь к дому. Провод как висел над дорогой, так и висит.

Дома холодно. Раздеваться совсем не хочется. Да и разуваться тоже. Без движения очень быстро начинаешь замерзать.

Заканчивается газ. Нужно ехать к тем, кто торгует упаковками баллонов с голубым топливом и свечами. Вышло 400 рублей за 4 газовых баллона. Не знаю — много это или мало. Деваться-то все равно некуда…».

«День пятый. Ледяной ад. Утром ничего не меняется: все также темно в доме, за окном, в соседних домах. Вспоминается фраза из какой-то русской сказки: «Что воля, что не воля — все равно».

Начинает першить горло и зудеть в носу. Нет ни времени, ни возможности нагреть воды для «терафлю». Нужно ехать на работу.

Вчера вечером мужчина с первого этажа грелся со своим другом в тачке, заряжал телефон и пил пиво. Новые реалии — новые возможности воскресного «веселья»…».

«День шестой. Надежда есть. В кране появилась вода. Не понимаю, какого она цвета, но ощущаю, что она жутко ледяная…

На стоянке появляется интернет. В телеграмм-каналах пишут, что одну опору ЛЭП на Морском кладбище уже поставили. Значит, что уже скоро можно будет пить горячий чай, помыть посуду, постирать вещи и просто по-человечески помыться…».

Подпишитесь