Швейцарский холдинг научных журналов Frontiers опросил около 25.000 исследователей по нескольким странами мира, прислушались ли власти в их стране к научным советам для разработки своей стратегии в отношении COVID-19 (в первую волну в мае-июне).
Учёные Новой Зеландии больше всего довольны своими политиками. Более 75% респондентов согласились с тем, что местное правительство, которое закрыло границы страны и ввело строгую изоляцию в начале марта, приняло во внимание экспертные научные рекомендации. Неудивительно, что в Новой Зеландии почти нет вспышек ковида. Остались довольны исследователи из Китая, а также Германии, канцлер которой Ангела Меркель - химик, также получила хорошие результаты.
Россия оказалась в числе антилидеров, также как США, Бразилия и Англия, где в итоге ситуация с ковидом была в числе худших.
В самом деле, российские власти, с одной стороны, всячески нагнетают ситуацию и вводят все более жесткие меры, с другой же, несмотря на это, налицо совершенное бессилие властей в борьбе с пандемией.
***
Впрочем, отнюдь не все согласны, что это именно пандемия. Так, сетевой аналитик Анатолий Несмиян пишет:
«Во-первых, конечно, дело в статистике. В России, к примеру, в зачет «страшных» цифр идут вообще все, чей тест оказался положительным. При этом медицинские власти не дрогнув лицом, сами сообщают о том, что точность тестов близка к фифти-фифти.
Следующий нюанс в том, что среди людей, у кого зарегистрирован положительный тест, больных (настоящих больных) — даже не большинство. Большинство как раз пребывают либо в «бессимптомном» состоянии (то есть, вообще не ощущают себя больными), либо чувствуют легкое недомогание, которое так и не переходит ни во что серьезное. Состояние средней тяжести и тяжелое, требующее госпитализации, регистрируется у существенно меньшего числа людей, чем тех, кого называют больными. Опять же по Москве соотношение зарегистрированных и отправленных на госпитализацию примерно пять к одному (ну, грубо).
Я вообще не стану касаться дичайшей манипуляции, которая практикуется в России (и не только). Нас огорошивают общими данными заболевших (которые на самом деле не заболевшие, а выявленные носители — а это, как сказано выше, довольно разные вещи). Общие данные — это число «заболевших» с накоплением с начала «эпидемии». Но эпидемия вообще никогда не считается с накоплением. Она всегда считается понедельно и порегионно.
Два миллиона зарегистрированных в России — это страсть как много. Но если понимать, что это число за десять месяцев, как вирус пришел к нам, то еженедельно по всей стране регистрируется (в среднем) по 50 тысяч человек. Повторюсь — не заболевших, а носителей. Эпидемия же — это не нечто абстрактное, а вполне конкретное превышение эпидпорога, который считается опять же понедельно и порегионно. Для Москвы эпидпорог по ОРВИ — 150 тысяч человек (1% от 15 млн населения. Хорошо, пусть 120 тысяч от 12 млн, приезжих и нелегалов не считаем — их как бы нет). Сегодня в Москве регистрируется 30-35 тысяч носителей (не заболевших, а вообще) в неделю. До эпидпорога еще весьма и весьма далеко.
Разговоры про то, что ковид — ужас-ужас, а потому его эпидпорог существенно меньше, это разговоры в пользу нищих. Где официальная цифра эпидемического порога для Ковид-19? Где тот нормативный документ, где она зафиксирована? Если его нет, то считаем, как и всегда. Разговоры про то, что «вот когда сами заболеете, то...» - точно такие же глупые и демагогические. Мы все болеем и все когда-нибудь умрем. И это совершенно непреложный факт. Как и когда — в случае с вирусными болезнями зависит в первую очередь от нашего личного иммунитета. Если он ни к черту, то шансов мало при любом заболевании. Если он нормальный — то люди выживают и от лихорадки Эбола.
В общем, эпидемии в России нет. Как нет ее и в других странах, где манипулируют ничуть не меньше. Заболевание — есть. Эпидемии — нет...»
***
Не секрет, что взоры многих экспертов повернуты сегодня на Китай, который судя по всему не только весьма успешно справился с напастью, но дает советы другим. Уже сообщалось, что Председатель КНР Си Цзиньпин призывает создать глобальную систему QR-кодов, по которой каждый житель Земли получит свой код, содержащий историю его путешествий и данные о состоянии здоровья.
И он делает такие предложения с полным правом, поскольку именно система QR-кодов помогла КНР одолеть коронавирус. К примеру, в понедельник в огромном Шанхае зарегистрированы всего два случая заражения, а по всей стране за три последних дня - семь! Это ничтожно в сравнении с общим числом заражений - 86,4 тысяч случаев, и смертей - 4,6 тысяч за всю пандемию.
А все потому, что уже в феврале этого года гражданам выдается личный QR-код, который необходимо демонстрировать в общественном транспорте и при посещении публичных мест. Если код зеленый, его обладатель может спокойно путешествовать. Имеющим желтый код необходимо самоизолироваться на неделю, обладателям красного — на две.
Тот же Несмиян пишет:
«Китай не регистрирует носителей. Точнее, регистрирует, но они идут своим, отдельным списком. Статистика больных в Китае — без дураков, именно больных. Кто действительно болен, с симптомами и подлежит лечению. Понятно, что при таком (кстати, нормальном) подходе данные уже будут существенно меньше натянутых, как в России и в других странах. Однако все равно — несколько человек в сутки на полуторамиллиардный Китай — это что-то не то.
А ларчик открывается весьма просто. Китай в принудительном порядке на каждый смартфон поставил приложение Ви-Чат (это мессенджер типа Ватсапа, только круче и с гораздо большим набором функций). Китайский, между прочим, мессенджер. Отечественный производитель в порядке импортозамещения...
В Ви-Чате реализована функция трекинга, который складируется в виде Биг-Даты на серверах, куда государство имеет неограниченный доступ. Как только выявляется носитель — все его физические контакты и он сам отправляются через тот же Ви-Чат на жесточайшую самоизоляцию, которая берется под контроль тем же Ви-Чатом. Нарушение самоизоляции — уголовно наказуемо, а потому желающих немного.
Это то, что называется цифровой концлагерь. В данном случае его существование оправдано с точки зрения обеспечения безопасности, но главное — позволяет не устраивать тотальный неизбирательный террор в виде бессистемных недокарантинов и локдаунов. Экономическая и социальная жизнь продолжается как обычно, в том же Ухане прошло даже какое-то крайне массовое увеселительное мероприятие. И ничего, выжили...» Один из ведущих медицинских журналов мира The Lancet перечисляет причины, по которым Китаю удалось так быстро перестроиться.
Во-первых, большинство взрослых китайцев помнили об эпидемии атипичной пневмонии и ее крайней опасности и потому были готовы к принятию жестких противоэпидемических мер.
Во-вторых, в Китае лишь 3% пожилых людей живут в домах престарелых, которые в Европе и США стали рассадниками заболевания.
В-третьих, свою роль сыграла авторитарная система управления.
Но помогли не только коды. Одновременно Китай резко нарастил производство средств индивидуальной защиты — и ими пользовались, тогда как в большинстве других стран – многие масками пренебрегали, в том числе и Дональд Трамп.
Более того, беспилотники патрулировали улицы городов, выявляя нарушителей масочного режима и призывая их по громкоговорителям к исправлению, - пишет «Коммерсантъ». Создали китайцы и систему полевых госпиталей для людей с легкой формой ковида, так чтобы те не заражали близких. И все эти меры китайцы держали очень долго, покуда не стало ясно, что пандемия уже миновала.
Почему в России и других странах так не получается? – задается вопросом Несмиян:
«Это вопрос-загадка. Ответа два: террор и является целью всех проводимых мероприятий, а потому хаос, который создан повсеместно, позволяет реализовывать террористические проекты власти. Ответ второй — развал структур управления настолько велик, что власти просто физически не способны реализовывать сколь-либо системные меры по реальной борьбе с чем угодно без полного паралича нормальной жизни. Возможна и комбинация из этих двух ответов. Но ничего другого на ум не приходит...»
«Это был ключевой фактор. Власти очень быстро приняли меры противодействия. Другие страны, несмотря на то что у них было куда больше времени на подготовку, запоздали с ответом и потеряли контроль»,— рассказал изданию глава группы по изучению вакцин клиники «Мейо» (США) А вот американский эксперт вирусолог Грегори Поланд считает, что китайские методы могут подойти не везде. Дело в культурных различиях: в китайской культуре большое внимание уделяется общественному благу в противовес индивидуализму, в частности американской культуре:
«В Китае у вас есть сочетание двух составляющих: народа, который серьезно относится к респираторным заболеваниям и готов к действиям, связанным не только с приемом лекарств, и власти, которые могут налагать на общественные свободы большие ограничения, чем допустимы в большинстве стран Запада. К тому же, в Китае нет этого бурного антивакцинного, антинаучного движения, которое пытается подорвать битву с COVID-19 в США».