Как отмечает finanz.ru, программы капитального строительства за счет бюджетных средств превратились в "черную дыру", которая лишь плодит "стройки-призраки", в конечном итоге повисающие на балансе государства в виде объектов незавершенного строительства.
"Одна из проблем, которая существенно тормозит решение задач незавершенного строительства, – несовершенное регулирование в этой сфере. Оно не обеспечивает необходимые условия и действенные инструменты для эффективного сокращения объема и количества объектов незавершенного строительства. В частности, в законодательстве до сих пор не закреплено само понятие "незавершенное строительство". Ранее Счетная палата уже отмечала эту проблему, однако соответствующие изменения в нормативные правовые акты так и не были внесены", - говорится в отчете Счетной палаты.
В частности, в "долгострой" превратилось до 3400 зданий и инфраструктурных сооружений, на которых "осваиваются" бюджетные деньги. Они обошлись бюджету в 875 миллиардов рублей, но за пять лет так и не достроены. 4300 объектов общей стоимостью в 248 миллиардов рублей и вовсе классифицируются как "брошенные": их строительство приостановлено или законсервировано.
Проблема с каждым годом лишь усугубляется - за прошлый, еще "докоронавирусный" год объектов "долгостроя" стало больше на 47, а заброшенных строек - на шесть. Рекордсменом по "стройкам-призракам" стал Росприродназдор: все без исключения объекты этого ведомства, которые финансировались из его бюджета, стали проблемными. Более 80% денег, выделенных на стройки, ушло в "заброшки" и "долгострой" у Минтранса, Росархива, Россельхознадзора и Росводресурсов.
Чуть лучше обстоят дела у Минэнерго, Федерального казначейства, Федеральной таможенной службы, Роспечати - у них по 50% долгостроящихся и заброшенных объектов, у Росрыболовства (57,1% объектов), у Роспотребнадзора (51,6%), ФМБА (55,6%), Минобрнауки (58%), Минсельхоза (59,1%) и Минэкономразвития (66,7%).
И даже в Управлении делами президента почти каждая четвертая строка (24,1%) превратилась в объект незавершенного строительства, при этом наиболее проблемными стали самые дорогие объекты, на которые потрачено 75,4% строительного бюджета.
"Нет эффективной системы учета и контроля за вовлечением объектов незавершенного строительства в хозяйственный оборот. Это создает условия, при которых федеральные и региональные органы исполнительной власти принимают решения о строительстве новых объектов без оценки возможности завершения аналогичных недостроенных объектов", - говорится в отчете Счетной палаты.