Филолог Вера Соколинская вспомнила в своем блоге жутковатую историю, после прочтения которой эмоциональные реплики, оставленные читателями: «Боже мой, какой позор!», «Дикость какая! Варварство! Жуть!», «Самый беспамятный русский народ....» не выглядят чрезмерными.
Очень часто экскурсоводы, водящие туристов по Петербургским достопримечательностям, говорят на голубом глазу: «основано Петром Первым», «построено Николаем Вторым» - и, по остроумному выражению Соколинской, так и хочется добавить – «лично». А ведь это не что иное, как полное наплевательство к тем, кто создал эти достопримечательности, к гениям зодчества, которые и сотворили Северную Венецию.
Впрочем, вот что пишет сама автор этого поста:
- Когда при Собчаке зарубежные гости изъявили желание возложить цветы на могилы архитекторов Петербурга, это вызвало серьезную заминку – не сохранили мы могил тех, чьим гением гордимся. Ни одной!!!
Иноверцы все. Это строить главный православный собор столицы иноверцу можно, а быть похороненным в своем творении, как просил, - нет.
Да что там могил, памятников тоже ни одного не было. Это царственному изуверу, автору методики долгих пыток, аж 42 памятника в одном городе. А архитекторам – не было, ни единого! (К 300-летию спохватились. Итальянцы кстати подарили нам бюсты «наших» итальянских архитекторов – поставили на Итальянской).
Тогда специально для зарубежных гостей быстро заказали еще одному изгнанному городом гению – Михаилу Шемякину - общий памятник – «Первостроителям города». (Как бы намеком и тех, на чьих костях стоит город вспомнили – но от этих, конечно, не то, что имен, а порядок чисел не известен).
В саду, на месте старого общегородское кладбища для православных и инославных (конечно, разровняли давно). На месте, где когда-то были похоронены такие выдающиеся деятели России, как архитекторы Д. Трезини, А. Шлютер, Ж. Б. Леблон, Г. И. Маттарнови, скульптор К. Б. Растрелли, первый президент Российской Академии наук и т.д.
Гранитная арка с символическим окном в Европу. Перед окном бронзовый стол с планом Петербурга, подсвечником, трубкой и черепом. У стола — бронзовый стул, выполненный по образцам подлинной голландской мебели XVII века. По двум сторонам арки— восемь накладных барельефов из бронзы и текстовые доски из латуни работы Михаила Шемякина, представляющие копии медалей петровского времени: портреты Д. Трезини и Ф. Б. Растрелли, и так называемые скульптором метафизические композиции. Ниже выбиты имена и годы жизни архитекторов: слева — на русском языке, справа — на их родных языках
Вставки вырваны давно – сданы на металл. Я помню еще переплет окна и стол со свечой (стул уже был отпилен).
Однажды на день города я, озверев от корзин цветов у царских памятников, взяла пару и понесла их архитекторам, у которых не было ни цветочка (в ужасе думая, как буду рассказывать историю города ментам). Потом несколько лет на день города возила туда букетик – на меня смотрели, как на умалишенную.
В 2001 был найден стол и на средства архитектора снова водружен на место.
Теперь кроме изуродованного гранита нет ничего!
«Мне просто стыдно, что осквернена и разрушена память тех архитекторов, которые заложили наш город. Это отчасти кладбищенский памятник, потому что могилы их были уничтожены, и мы сделали условную „братскую могилу“»- сказал Михаил Шемякин.
Даже символическую братскую могилу разграбили. Ну, свинчивают же таблички последнего адреса. Наша традиция – не помнить.
На фото из интернета как это было в 1995, и что осталось...»
***
Можно еще как-то понять (хотя и с большим трудом) тех людей, которые в 2000-м году разнесли и уничтожили этот памятник, а с ним и память о первостроителях – вероятно, они голодали. Но как понять власти города, которые и спустя 20 лет делают вид, будто так и нужно.
Вот что пишут комментаторы этого поста:
- А в каком ужасном состоянии могилы архитектора Сюзора, Шауба на Смоленском кладбище, и кстати в дела там могилу заброшенную Вредена, а ведь Институт ортопедии не бедное медучреждение!
- Нет слов. Стыдно же! Я уже 7 лет живу в другой стране, и мне стыдно до слёз. А градоначальникам, полпредам, президентам...
- Такое наплевательство к созидающим, к придумавшим гениям, к самородкам-умельцам, к погибшим, выполняя безумные затеи власти. Власть умудрялась казнить авторов и гордиться их продуктом - и это стало традицией. Сделал/построил/придумал - отработанный материал, и костей не найдут. Не изжито, что все - рабы государства, оно может казнить или одаривать, присваивая и гордясь результатами. Принцип шарашек.
- Всё это даже не печально, а трагично уже и с последствиями, что ощутимы сейчас. Затоптаны имена, затоптано само понятие Архитектор. Его удалили...отовсюду, вначале из списка строителей здания, а потом уже из фактического живого проектирования и строительства - не нужен. Сами...
- А всего-то маленькую доску на здание с именем Архитектора , на значимое или мелкое, на помпезное или скромное. И потянется ниточка уважения и самоуважения, критики, равнения, сомнения , но памяти. Память, как чувство уже утрачено, как рудиментарный орган отпал. Наверное, надо прививать заново.
- А попробуйте сказать, что беспамятство отличительная черта русского народа - заклюют, зашельмуют. А ведь так оно и есть! Преемственности, созидательной преемственности нет у народа. Не помнят своей реальной истории. Вместо нее сплошной миф, обновляемый каждым следующим правителем.