Posted 12 ноября 2020, 15:00

Published 12 ноября 2020, 15:00

Modified 7 марта, 14:13

Updated 7 марта, 14:13

Ярославские чиновники загубили «детище Путина»

12 ноября 2020, 15:00
Ярославские чиновники не справились с масштабным проектом — ремонтом Добрынинского путепровода. Движение по одной части моста было запущено с опозданием, а другая так вообще полгода остается в разрушенном состоянии. По оценкам экспертов, на восстановление уйдет еще немало денег и времени.

Дарья Вознесенская

Добрынинский путепровод проходит над железнодорожными путями и соединяет Ленинский и Дзержинский районы Ярославля. Он был построен в 1985 году и с того времени не ремонтировался. Несколько лет назад стало известно, что мост находится в аварийном состоянии. В феврале 2019-го власти были вынуждены ограничить движение по двум крайним полосам, а летом — закрыть путепровод полностью, так как произошел провал.

Ремонт стоимостью почти 1 млрд рублей стал возможен благодаря президенту России Владимиру Путину, к которому с соответствующей просьбой обратился губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов. В частности, работы были включены в нацпроект «Безопасные и качественные дороги» и получили федеральное финансирование. Контракт на выполнение работ выиграло АО ГК «ЕКС», по некоторым данным аффилированное с председателем правительства Ярославской области Дмитрием Степаненко. Ремонт, заключавшийся в замене мостовых пролетов, стартовал в сентябре прошлого года и должен был полностью закончиться к 31 октября 2020-го.

Рабочим удалось сдать часть работ раньше срока. Так, сквозной проезд по левой стороне путепровода был открыт в ночь с 11 на 12 мая 2020 года. Однако было рано радоваться — спустя две недели там были обнаружены трещины, из-за чего вновь пришлось закрыть движение. Несущая способность железобетонных пролетов оказалась намного ниже необходимой. В дальнейшем трещины росли даже без нагрузки, пишет Regnum. По заказу властей институт «Гипростроймост» из Санкт-Петербурга провел экспертизу и назвал причину разрушения — ей оказалась ошибка в проекте.

В итоге был разработан новый проект. Сроки открытия моста переносились несколько раз. В конечном счете контракт не успели выполнить в срок — 31 октября движение не было запущено. Не получилось его открыть и в первую декаду ноября, как было обещано позже. Транспорт все-таки смог поехать по правой стороне моста вечером 11 ноября. Однако с левой стороной вопрос так и не решен — дефекты признаны неустранимыми. По всей видимости, пролеты придется разбирать и делать заново. Но финансов для выполнения работ на данный момент нет.

«Вторая половина будет строиться по тем же техническим решениям, что и правая, с учетом того, что придется делать это более аккуратно, чтобы не повредить другие конструкции, проводить демонтаж пролетного строения 1−10. У потенциального подрядчика это займет около 6−7 месяцев», — пояснил глава «Агентства по муниципальному заказу ЖКХ» Ярославля Глеб Масленцев.

Губернатор Миронов, в свою очередь, заявил, что ремонт путепровода находится на его личном контроле, поэтому региональное правительство обратилось в правоохранительные органы. В мэрии Ярославля считают, что компания-проектировщик, «специалисты которой допустили ошибку», должна возместить ущерб. Также там не исключают, что по итогам проверки МВД будет заведено уголовное дело.

Однако остается непонятным, с какой все же компании необходимо взыскивать средства. Проектированием реконструкции Добрынинского путепровода в 2015 году занималось «Ярспецсму», в 2019 году изменения в проект вносила компания «Каркас». В последней все обвинения в свой адрес опровергают. Как сообщили Regnum в «Каркасе», они не занимались пролетными строениями под номерами 1-10, которые впоследствии разрушились. «Ответственность за правильность Исходных данных лежит на Заказчике, в данном случае на Муниципальное казенное учреждение «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ… Почему в настоящее время пытаются оказать давление на ООО «КАРКАС», испортить имидж добросовестного подрядчика остается загадкой!», — говорят в компании.

К слову, общественники считают, что мост начал разрушаться вовсе не из-за ошибки компании проектировщика. По словам дорожного активиста Темура Абдуллаева, причиной трещин могли стать отступления от проекта в ходе выполнения работ. По словам активиста, в частности, изменена ширина тротуара. А значит, могли быть и другие отклонения.

«Я разговаривал с подрядчиком и выспросил его по поводу проекта. Он говорит, что сделано все ровно так, как в проекте. Там были некоторые незначительные конструктивные изменения, ошибки в проекте, например, размеры некоторые не учтены. Но это не повлияло на принцип работы и на всю конструкцию. Это обычно бывает. Здесь ничего страшного. Отклонений от проекта не было», — заверил «Новые Известия» председатель общественного совета при департаменте городского хозяйства Ярославля, доктор технических наук Лев Размолодин.

При этом Абдуллаев считает, что ярославские власти должны договариваться с Москвой, искать дополнительные средства и, «не дожидаясь разборок, достраивать мост и вводить в эксплуатацию». На это, по его расчетам, может потребоваться еще порядка 40% от изначальной суммы контракта, пишут «Ярновости». Однако новостей о том, чтобы чиновники сделали какие-то движения в этом направлении, пока не появлялось. В департаменте городского хозяйства мэрии Ярославля сообщили «НИ», что не приступили к ремонту левой части моста «по причине проведения процедуры определения виновных лиц и причин, повлекших выявленные дефекты».

«Мэрия не понимает, что дальше делать. У них просто нет решения этой проблемы. Они расписываются в собственном бессилии. Нужно взыскивать деньги с нерадивых проектировщиков и объявлять новый тендер. Другого варианта нет, нельзя город оставить без моста», — сказал в разговоре с «НИ» председатель ярославского отделения «Яблока», экс-заместитель главы города Олег Виноградов.

В конце октября депутат областной думы, первый секретарь ярославского комитета КПРФ Александр Воробьев поинтересовался, почему власти обратились в правоохранительные органы только в октябре, а не в мае, когда появились трещины. На что зампред правительства Ярославской области Виктор Неженец ответил: «Правительство работало поступательно. Как стало известно о проблеме, рабочее движение по двум полосам путепровода было закрыто. Мэрия публично это доложила, все даты известны. Были проведены мероприятия с проектными институтами, в том числе правительство обратилось в минтранс, который прислал РосДорНИИ — это организация, которая на уровне федерального центра отвечает за контроль качества национального проекта „БКАД“. Коллегам потребовалось время, чтобы приехать, детально обследовать объект и сделать свои выводы. И только после того, как коллеги прислали свое заключение, у нас появилась возможность официально обратиться в правоохранительные органы. Нельзя просто так обратиться, не имея на руках никаких документов».

Пока мэрия предпочитает выставлять виновным проектировщика, эксперты сходятся во мнении, что и администрация должна нести ответственность за происходящее. «Естественно, ответственность несет мэрия. Она — главный заказчик этих работ. Мэр Волков и его команда — люди, совершенно не подготовленные, которые ни в чем не разбираются: ни город не знают, ни ситуацию не знают. Это их косяк. Наняли какую-то компанию, которая некомпетентна оказалась, не провела нормальное проектирование и нормальное обследование моста. Вложили огромные деньги в совершенно негодный ремонт. В итоге город стоит в пробках и будет стоять дальше, пока путепровод нормальный не сделают. Так происходит всегда, когда дилетанты начинают заниматься руководством города. Запускают какие-то аффилированные компании, которые не имеют профессиональных навыков. Коррупция», — говорит председатель ярославского отделения «Яблока» Виноградов.

По его словам, администрация снимает с себя ответственность за инцидент. Хотя ошибку-то можно было обнаружить еще на стадии принятия проекта. «НИ» поинтересовались в мэрии, кто принял проект с ошибкой и почему этот человек не заметил ее. Однако там ушли от прямого ответа: «Ответственность за правильность принятых проектных решений несет проектировщик. Также со своей стороны полиция занимается оценкой всех действий заинтересованных лиц: заказчика, подрядчика, проектировщика и т. д.».

«НИ» также обратились к мэру Ярославля Владимиру Волкову с вопросом, готова ли администрация или какие-либо департаменты нести ответственность за принятие проекта с ошибкой. Но он не ответил на сообщение, хотя прочитал его.

«Если в департаменте городского хозяйства сидят дилетанты, естественно, их за нос будут водить проектировщики. Что, было трудно выявить основные дефекты моста? Ничего сложного в этом нет, это простая инженерная задача. Просто мэрия оказалась не способна контролировать процесс. То, что мэрия эту глупость приняла на веру, — это их ошибка», — считает Виноградов.

Он напомнил, что мэрия, закрыв на ремонт Добрынинский путепровод, даже не подумала сделать его дублер, чтобы не создавать пробки на дорогах.

По словам другого местного жителя, закрытие Добрынинского путепровода привело к значительным заторам на двух магистралях города — проспекте Октября и ул. Полушкина роща. Вместе с тем одновременно велись работы и на Тутаевском шоссе — второй по величине транспортной артерии Дзержинского района. По мнению собеседника «НИ», это выглядело как издевательство над жителями.

Председатель общественного совета при департаменте городского хозяйства Ярославля Размолодин предполагает, что проблема с путепроводом является системной. По его словам, со временем она будет проявляться «более остро, выпукло и трагично».

«Ошибка в проекте, отсутствие экспертизы, отсутствие профессионализма и безответственность должностных лиц… То, что сделано, будут переделывать. Опоры менять не будут. Но верхнюю часть будут переделывать. Конечно, капитальная переделка — это дорогостояще. Это фактически снять все, что сделано — затратить деньги, потом снова спроектировать, потом опять сделать. Так скажем, будет двойная оплата», — добавил Размолодин.

«Вина проектной организации есть в этом вопросе [разрушении части моста]. Что касается вины областной администрации и мэрии Ярославля, то у них не было быстрого реагирования. Еще весной непонятки начались и тянулись до глубокой осени. Сейчас в этом вопросе должны разобраться следственные органы и привлечь виновных лиц к ответственности, потому что огромные деньги теряются, бюджет страдает», — отметил в беседе с «НИ» депутат Воробьев.

По его мнению, после ситуации с путепроводом должны последовать отставки. «Вопрос — какие и где. На него должны ответить следователи», — отметил он.

При этом депутат Наталья Бобрякова уже предложила отправить в отставку мэра Ярославля. Однако вносить этот вопрос в повестку заседания муниципалитета 11 ноября не стали.

Также Воробьев считает, что инцидент, безусловно, отразится на репутации губернатора Ярославской области, так как ремонт проходил в рамках нацпроекта. «Когда речь идет о таких проектах, губернатор должен своевременно реагировать. Но мы считаем, что он этого не сделал», — подчеркнул он в беседе с «НИ».

Помимо этого, Воробьев рассказал, что депутаты областной думы не видели губернатора Миронова вживую уже полтора года. «Так нельзя работать ни с населением, ни с депутатским корпусом», — добавил парламентарий.

Подпишитесь