Основные предметы нелегального оборота в глобальном масштабе – это табачная продукция, нефть и алкоголь. Пример нелегальных сигарет показателен: этот товар достаточно легко перемещать между государствами, а его продажа приносит огромные деньги. Как сообщал ранее Всемирный банк общие потери мировой экономики от контрабанды табачной продукции можно оценить в 40-50 млрд долларов. Более 11 млрд долларов (9,5 млрд евро) ущерба приходится на страны Евросоюза.
По данным Европола (Europol, координационный орган полиции стран Евросоюза), криминальная экономика построена на том, что незаконные доходы постоянно реинвестируются в увеличение оборотов незаконного бизнеса, поэтому она очень живучая и представляет постоянную угрозу.
По мнению представителя Европола Симона Ди Мео, незаконная торговля – это не безвинное преступление. От этого страдают сами потребители. «И увы, - добавил он, - незаконная торговля становится межнациональной. И, соответственно, борьба с этой преступностью должна быть тоже межнациональной». Россия, безусловно, встроена в систему международной преступной логистики: в том числе через территорию России контрабанда из стран ЕАЭС попадает в Европу. Ранее СМИ описывали эти схемы – товары из Белоруссии попадают в Прибалтику через Псковскую область, южные регионы России стали транспортным хабом для поставок из стран Закавказья и Средней Азии. Бороться с проблемой надо всеми доступными способами, иначе «черная» экономика вытеснит легальный сектор, подчеркивает эксперт.
Проблемы, с которыми столкнулся Евросоюз, схожи с ситуацией в ЕАЭС и, в частности, в России. Из-за кратной разницы в ставках акциза и налогов в разных странах, табак, который нелегально поставляется из сопредельных государств может стоить в 2-3 раза дешевле, чем легальный продукт, экономия достигается как на условиях перевозки, так и на качестве самого продукта. Эксперты оценивают бюджетные потери от нелегальных сигарет за 2019 год в 100 с лишним млрд. рублей и этот ущерб возрастает каждый год. По данным аналитических агентств Nielsen и Kantar за последние 5 лет количество нелегальных сигарет в России, а значит и ущерб от их продажи, выросли почти в 15 раз.
По словам Симона Ди Мео, в Европе национальным службам правопорядка удается проверять в среднем лишь 2% от всего объёма перевозимой табачной продукции, которая нередко провозится скрытно, в том числе по поддельным документам. С такими же проблемами сталкиваются и российские силовики. Регулярно появляются сообщения о крупных спецоперациях: в мае в Воронеже задержали самолёт с грузом в 16 тонн армянских сигарет, в октябре в Ярославле «накрыли» партию более чем в 1 млн пачек из Белоруссии и Казахстана. Но несмотря на все усилия правоохранителей в большинстве российских городов и в интернет-магазинах легко можно найти сигареты без маркировки и с надписями на иностранных языках.
Кроме незаконной международной логистики проблемой также является и кустарное производство. Эксперт Европола рассказал, что на территории Евросоюза только за последние годы обнаружена 51 незаконная точка по производству табачных изделий. «Двадцать одна страна Евросоюза выявила на своей территории незаконные производства. Эти сигареты не соответствуют стандартам качества. Преступные группировки создают целые заводы», - заявил Ди Мео. Такие же заводы выявляют и в России: с 2018 года на территории страны обнаружили и закрыли 28 подпольных производств.
Другой представитель Европола, Говард Пью, сравнил вред, причиняемый табачным криминалом с наркоторговлей. «Доходы табачных контрабандистов в Евросоюзе сравнимы с деньгами, получаемыми от продажи кокаина и героина, - отметил он, - такое развитие теневого рынка способствует коррупции, нарушениям прав человека и отмыванию денег. Из-за этого под угрозой находится инфраструктура – речь о школах и других публичных учреждениях». В том числе нелегальная торговля открывает доступ к курению для подростков, наиболее уязвимой для табачных преступников категории покупателей. По данным Общественного совета по проблемам подросткового курения подавляющее большинство нелегальных точек готовы продать свой товар несовершеннолетнему, не спрашивая паспорт и не интересуясь возрастом покупателя.
Чтобы выявлять и пресекать финансовые потоки, которые генерирует табачный криминал, международные правоохранители создали специальный аналитический центр, который агрегирует информацию из разных стран и источников, взаимодействия с национальными службами внутренних дел. Но силового подхода явно недостаточно, по словам экспертов нужно менять законодательство и поднимать сознательность покупателей.
Денис Кузин, директор Департамента стратегических проектов Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), представил европейским спикерам результаты российского проекта по введению цифровой маркировки. «Мы уже запустили приложение для мобильных устройств, которое позволяет потребителям сканировать код идентификации продукта и сообщать о нарушениях контрольно-надзорным органам. На данный момент обеспечена интеграция с информационной системой федеральных органов, что позволяет повысить эффективность надзорной деятельности и оперативно реагировать на выявленные нарушения». Он обратил внимание, что только за счет введения системы маркировки табачной продукции собираемость акциза выросла почти на 60 млрд рублей за 3 квартала 2020 года.
Недавно на уровне Евразийской комиссии удалось согласовать проект стратегии развития Евразийского союза до 2025 года. Важным нюансом стало то, что Федеральная таможенная служба России смогла убедить включить в проект этой стратегии пункт об обеспечении в ЕАЭС единого таможенного регулирования. На фоне глобального экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса; волнений в Белоруссии, военного конфликта в Нагорном Карабахе и других значимых событий евразийское пространство, как никогда подвержено риску усиления международного криминала. Участники обратили внимание, что лишь взаимодействие национальных правительств и активное вовлечение граждан в осознанный отказ от нелегальной продукции сможет повлиять на снижение теневого оборота и экономического ущерба, который она наносит.