Posted 11 ноября 2020, 17:58
Published 11 ноября 2020, 17:58
Modified 7 марта, 14:15
Updated 7 марта, 14:15
Юлия Сунцова
Мастера, представляющие различные течения, из разных секций Московского союза художников объединились и организовали выставку "Изгнанные", посвященную чудовищным ликам реновации.
В экспозиции приняли участие художники: Яна Гаврилкевич, Ольга Лебедева, Дмитрий Лушников, Ярослав Мартынов, Анна Новосëлова-Чанга, Владимир Онищук, Ольга Подосинникова, Денис Рудых, Ксения Машина, Алексей Спиренков, Ирина Ткаченко, Елена Узденикова, Федор Усачёв, Владимир Фредынский, Татьяна Хрычова и другие.
Вместе со сносом столичных пятэтажек могут уйти в небытие и сотни кустовых и индивидуальных творческих мастерских.
Помещения под мастерские начали систематически выделяться Москвой в начале 1960-х годов членам творческих союзов художников и скульпторов. Сегодня в столице насчитывается около 1,2 тыс. таких мастерских, которые при мэре Собянине закрепились на балансе Департамента городского имущества. По предварительным подсчетам, в ходе постепенной реализации программы реновации своего места работы могут лишиться около 700 художников, работающих в 500 творческих мастерских в разных частях города.
- Отношение нынешних властей к искусству поражает. Мы исчерпали все возможные способы донести до градоначальников свою позицию. Нас не слушают! Не хотят понять, что художники не бизнесмены! В случае изъятия мастерских мы не сможем арендовать помещения даже по льготным ставкам на электронных аукционах. Нас и наши работы просто выбрасывают на улицу. Это катастрофа для города, который известен своими давними художественными традициями, - говорит Денис Рудых.
Коридоры на верхних этажах пятиэтажек, готовящихся к сносу, десятилетиями соединяли творческих людей столицы.
- В советское время «кусты» строились специально под художников, в этих домах особая планировка со всеми удобствами, включая туалеты, ванные комнаты, кухни на этаже. Эти мастерские получали перспективные молодые художники за достижения, это было своего рода премированием. И в этом чувствовалась забота государства. Сейчас художникам просто шлют квиточки о выселении в два счета. Мы три месяца с огромными усилиями разъезжаемся, разбираем, расковыриваем целые культурные пласты, пытаемся как-то это сгруппировать и куда-то пристроить свои работы и не можем. Полное пренебрежение со стороны государства. Нас как будто бы нет..., - говорит Яна Гаврилкевич.
В доме № 56/72 на Щелковском шоссе в Москве, где сейчас проходит выставка "Изгнанных" тоже был такой этаж для художников. Сюда же со дня на день может явиться и «группа захвата». Департамент городского имущества Москвы документально оповестил пользователей мастерских: «в случае невыполнения указанных требований в установленный срок в отношении ООО «Московский союз художников» могут быть приняты меры по освобождению занимаемого нежилого помещения».
- Каждый день мы с ужасом прислушиваемся к каждому шороху, а не идут ли еще люди с болгарками. Весь творческий процесс остановлен. Уже три месяца, с момента получения уведомления, живописью я не занимаюсь. В других условиях работать я не смогу. Перевезти мастерскую на дом невозможно. - говорит Денис Рудых.
- Практика художника несовместима с домом, это запрещено даже санитарными правилами. Графики, например, для создания офорта используют кислоты, живописцы – растворители для красок. Запахи, токсичные материалы, опасные станки, оборудование, - всё это плохо сочетается с семьей и детьми, с проживанием. Сколько уже было случаев гибели или травмирования людей, когда мастерские располагались где-то в домашней зоне. Целая семья отравилась тортом, который разрезали мастихином, - объясняет Алексей Спиренков. - Для меня покидание мастерской означает прекращение профессиональной деятельности, изъятие из творческой среды, для людей искусства очень важно, чтобы общение друг с другом происходило ежедневно.
Время на освобождение мастерских по уведомлениям истекает. По приказу мэрии Москвы начинается массовое выселение художников. Полсотни человек должны покинуть мастерские, которые были им домом более полувека. Это запрет на профессию, говорят художники.
Постановлением Правительства Москвы от 11 апреля 2000г. №262-ПП утверждено Положение «Об индивидуальных творческих студиях (мастерских художников, архитекторов, дизайнеров, передаваемых в безвозмездное пользование и аренду»: в случае их изъятия город обязуется предоставить равноценную замену. «Индивидуальная творческая студия может быть изъята в соответствии с государственной необходимостью после предварительного предоставления художнику равноценного оборудованного помещения взамен изымаемого с обеспечением транспортировки имущества в новое помещение с компенсацией расходов на его ремонт и приспособление за счет заинтересованной стороны», - говорится в постановлении, подписанном премьером Правительства Москвы Юрием Лужковым. На сегодня документ признан утратившим силу. Новое положение о мастерских не принято.
По договорам о безвозмездном пользовании от 2004г., на которые ссылается сам ДГИ, художники вправе пользоваться мастерскими вообще вплоть до 26 декабря 2025 года.
На протяжении трех месяцев, с момента прихода первого уведомления, представители Союзов и творческой общественности ходили по инстанциям, чтобы выяснить, куда именно им предлагается переселиться для продолжения творческой работы. Но на все письменные обращения пришли отписки. 7 ноября 2020 года, согласно распоряжению Департамента имущества города Москвы, первые полсотни художников должны покинуть мастерские.
На сегодня «письма счастья» пришли в дома 58, 60, 62/59 по Щёлковскому шоссе и в дом 7, корп. 2 на ул. Газопровод, в общей сложности – 14 кустовым и трем индивидуальным мастерским.
- Под прецедент попадает 33 художника - те, кому уведомления пришли первыми, и если мы, творческое сообщество, стерпим это молча, то дорожка проторена для следующих 700 художников, чьи мастерские точно также находятся в домах, готовящихся к сносу по реновацию, - говорит Денис Рудых.
Логика чиновников сводится к следующему: многоквартирные дома включены в Программу реновации, при сносе здания в целях собственной безопасности пользователь обязан освободить занимаемое помещение, а в случае невыполнения требований по покиданию мастерских будут применены принудительные меры. Куда идти художникам со своим скарбом? В уведомлении Депимущества об этом не сказано ни слова.
Устно же в Департаменте городского имущества художникам советуют просить помещения у Союза художников, у которого якобы имеется "около 900 объектов общей площадью более 90 тыс. кв. метров".
- Все мастерские давно заняты, очередь и нехватка и без того большая. Помещения появляются только, когда кто-либо из художников умирает. Отправляя «искать помещения в Союзе», нас по факту отправляют ожидать, пока кто-то из ближайших соратников умрет - ну, один в один как в «Доходном доме» у Островского, - говорит Алексей Спиренков.
Почему сложно тянуть аренду самим? Коммерческая стоимость помещения в центре Москвы равна 3-4 тыс. рублей за квадратный метр, на окраинах – от 1 тыс. рублей. Самая маленькая мастерская художника – 5-20 квадратов. Работы мастеров просто не окупаются при таких расценках на съем. «Сейчас нет госзаказа, той же условной советской оформиловки, пропаганды, расписывания клубов и санаториев и так далее. В царской России император лично поддерживал выпускников Академий художеств с медалями и прямо датировал подающих надежды учеников, отправлял на практику в Италию. Сейчас у художников тоже есть и продажи, и ученики есть, но этой выручи не хватает даже на покрытие аренды крохотных помещений», - объясняют художники.
В конце сентября на ежегодном вручении премий города Москвы председатель правления Московского союза художников Виктор Глухов пробился к Сергею Собянину и задал наболевший вопрос.
«После вручения мне удалось подойти к нему [Собянину], передать письмо и пообщаться. Я рассказал мэру о всей ситуации, передал полный список мастерских, которые попали под реновацию, и копии ответов департаментов. На что он мне сказал: "Ни один художник на улице не окажется". Уже на следующий день меня попросили дополнить список, который я отдал мэру: указать адреса мастерских, ФИО владельцев и род их деятельности. Также было принято решение создать общую комиссию из представителей творческих союзов и представителей департаментов культуры и городского имущества, которая будет регулярно собираться и решать все вопросы, связанные с творческими мастерскими художников», - цитирует Виктора Глухова Metro.
По словам председателя, он был обрадован словами мэра и посчитал, что после десятков отписок из разных инстанций лед тронулся.
Но... после громкого обещания мэра уже пришедшие уведомления не отозвали, более того – в соседние мастерские пришли свежие требования о выселении. В телефонных разговорах представители Департамента имущества при этом продолжают настаивать на скорейшем освобождении помещений без всяких компенсаций.