Инженер и популярный блогер Павел Sigmund-rod, который живет в Норвегии и интересуется всем, что относится к электрическому транспорту, опубликовал несколько постов, относящихся в последним тенденциям в этой области, а заодно объяснил, почему не следует торопиться с покупкой нового электромобиля:
«Супермодная «электричка» VW Id.3, которую начали поставлять первым клиентам буквально пару месяцев назад, оказалась с очень серьёзным дефектом. По сообщениям InsideEVs уже более 30 «счастливых» обладателей пожаловались, что, после того как они оставили машину на пару дней, она перестала заводиться включаться. Проблема — полностью севшая 12-вольтовая батарея. Да, да, у «электричек» она всё ещё есть. На этой батарее висит всё то же хозяйство, что и в машине с ДВС. Она обеспечивает питание систем автомобиля и таких функций, как аудиосистема, дополнительные контролирующие системы, фары, стеклоочистители и т д.
Но это не всё, один покупатель ID.3 нашёл еще 30 разных проблем у совершенно новой машины: камера заднего вида его ID.3 случайным образом отключалась, местоположение его автомобиля в навигационной системе и оба дисплея зависали, акустическая система издавала треск каждый раз, когда он подключал свой смартфон к Bluetooth, электронный ключ работал с перебоями, и время от времени появлялось сообщение с просьбой отвести машину к дилеру.
Ну ладно, ясно-понятно что машина ещё «сырая». То, что непонятно, какого хрена они продают сырую машину?
Как я думаю, ответ простой: штрафы за выхлоп. Как я писал уже пару раз, например здесь, Фольксваген должен будет заплатить в буквальном смысле миллиарды евро, если они не достигнут квот на выхлоп, требуемых Европой. Поэтому они торопятся и используют стратегию Теслы: продаём сейчас, чиним потом.
Косяки Теслы
Тесла печально известна за все свои глюки и недоделки. Но у Маска — это его философия и идёт даже дальше: у них даже нет «годов выпуска», как у других машин. Они постоянно модифицируются не только с помощью OTA (On-the-air) программных обновлений, но и механически, электронно и даже кузов постоянно меняется. Большинство коллег, кто ездит на Тесле, в общем ей довольны, но многие из них побывали в починке. Вот тут я описывал любовь/ненависть к Тесле.
Видимо и Фольксваген решил перенять эту стратегию.
Ну и остальные бренды недалеко ушли. Бедный Polestar уже отзывался пару раз, хотя всего 3 месяца на рынке, и Mercedes EQC400 — один раз, по крайней мере.
Я вот присматривался к новейшей Skoda EnyaQ, но теперь совершенно ясно, что надо подождать годик, когда они доведут её до ума.
Расскажу немного о своём опыте.
Лет десять назад Даймлер (Мерседес Бенц) был одним из первых, кто серьёзно вложился в Теслу и серьёзно помог ей с разработкой её модели S. Говорили, что у неё чуть ли не вся ходовая от класса E, но не знаю точно, твёрдых подтверждений я этому не нашёл. После этого мерседевовцы выпустили эдакий франкенштейн, B250e, модель Б-класса, которую оснастили мотором, батареей и всей причитающейся электроникой от Теслы. Их сотрудничество не пошло очень хорошо, и Даймлер впоследствии продал свою часть Теслы, и после этого серьёзно занялся разработкой своей линии EQ, из которой некоторые представители уже ездят, например EQC 400.
В 2016 году мы купили этот самый Mercedes Benz B250E, потому что он в тот момент был чуть ли не единственным доступным семейным электромобилем. Жене очень понравился. Единственным недостатком было отсутствие быстрой зарядки, хотя нормальная была — 11 кВт, что не так плохо.
Ну что я могу сказать после четырёх лет пользования. Мало хорошего. Намучился я с ним сильно. У Теслы были очень большие проблемы с качеством, в частности с подшипниками (из того, что мне механики сказали). У нас на Мерсе Drive Unit (мотор, тот что от модели S) меняли 3 (!) раза (охлаждающая жидкость постоянно текла), и HV (высоковольтную) батарею один раз. Кроме того один раз сломалась портативная зарядка Menekes и вот сейчас поменяли что-то в подвеске (видимо вес большой). Хотя всё и по гарантии, но геморроя много. Так что сильно удачным он не вышел. Сам Мерседес перестал его производить в 2018 году.
Кстати, очень интересные беседы у меня были с механиками:
Я: «Что с машиной-то?»
Механик: «А хрен его знает, охлаждающая жидкость течёт, мы телеметрию записали, отослали в Германию. (Через неделю). Пришёл ответ из Германии, надо менять Drive Unit и высоковольтную батарею.»
Я: «Ну так что немцы-то говорят? Что с машиной-то?»
Механик: «А хрен его знает, нам не сказали. Сказали DU менять».
Вот так и живём.
Кстати, другой электричкой, Ниссан Лиф, в общем и целом доволен, хотя у меня она всего год.
***
В заключении блогер перечислил главные преимущества автомобилей и электромобилей исходя из своего личного опыта, а также из информации, почерпнутой на интернет-форумах и в социальных сетях:
Преимущества автомобилей с ДВС:
1. Инфраструктура. У вас тысячи бензоколонок на каждом углу в разных странах, в то время как зарядные станции за пределами Норвегии не так-то просто найти.
2. Скорость заправки.Автомобиль с ДВС заправляется за 5 мин, в то время как электромобилю нужно для того же 30-50 мин. Хотя если вы заряжаетесь дома, это не такая большая проблема.
3. Дальность хода. У обычной машины с ДВС дальность хода 600-900 км на одной заправке. Электромобили проедут 200-600 км.
4. «Электрички» дороже.Электромобили всё ещё стоят примерно в 1,5-2 раза дороже, при прочих равных условиях. Это, конечно, один из самых больших недостатков.
5. Отработанная технология.Машины с ДВС массово выпускаются более ста лет, у производителей накопилось очень много опыта.
Преимущества электромобилей:
1. Электромобили тише и не воняют.Одно из самых главных преимуществ электромобилей заключается в том, их практически не слышно на низких скоростях и они не за загрязняют воздух в городах.
2. Эффективность. КПД электромобилей в разы выше, чем у машин с ДВС, даже когда вы на это смотрите как на полный цикл, от добычи нефти и производства электроэнергии и до колёс автомобиля:
3. Динамические качества на низких и средних скоростяху электромобилей зн3ачительно лучше чем у автомобилей с ДВС. К динамическим качествам я отношу динамику разгона и отклик двигателя. Крутящий момент у средних электромобилей находится на уровне 300-670 Н·м и начинается на нуле:
Вам надо здорово раскрутить ДВС, чтобы выйти на максимальную мощность и крутящий момент. Всё это приводит к тому, что у электромобилей максимальная тяга находится именно там, где нужно простому водителю: на низких оборотах. Потому что на наших дорогах очень быстро не разрешено ездить, но разрешено быстро разгоняться.
«Электрички» тоже гораздо быстрей реагируют на нажатие педали газа: нет коробки передач (пока по крайней мере), и вся система значительно проще.
Машины с ДВС, однако, могут развить более высокую скорость и у них выше мощность на высоких оборотах.
4. Электромобили проще. Электромотор проще по конструкции, чем ДВС. Там не надо менять масло, и вообще сервис проще и дешевле. Годовой контроль для «электрички» дешевле, чем для ДВСа (по крайней мере в Норвегии). Некоторые утверждают, что в электромобилях больше электроники. Это если вы его сравните с автомобилем 80-х годов. В современных машинах с ДВС тоже достаточно электронных систем.
5. Электричество дешевле(по крайней мере в Норвегии). Один кВт·ч стоит в Норвегии порядка 1 кроны (если заряжаться дома) или 3 кроны (при зарядке на улице или на работе). Быстрые зарядные станции стоят дороже, порядка 4-5 кр за кВт·ч (у Теслы — 1,7 за кВт·ч), в зависимости от мощности, но вы их очень редко используете. Ассоциация электромобилистов Норвегии подсчитала, сколько стоит кВт·ч на быстрой зарядной станции в Норвегии:
Чем быстрей вы заряжаетесь, тем ниже стоимость.
То есть, при среднем потреблении 2о кВт·ч на сотню, стоимость «сотни» будет всего лишь 20 крон, если вы всегда дома заряжаетесь, или чуть побольше, если вы иногда используете зарядные станции. Стоимость 100 км для автомобиля с ДВС, который, скажем, потребляет 5 литров на сотню — 17 кр за литр * 5 = 85 крон. Вчетверо больше.
Можно найти ещё много небольших преимуществ у каждого из типов, но самые важные, я думаю, я описал...