Posted 3 ноября 2020, 08:14
Published 3 ноября 2020, 08:14
Modified 7 марта, 14:23
Updated 7 марта, 14:23
Ирина Мишина
После принятия закона в первом чтении начались споры. Счетная палата России и Росздравнадзор не приняли инициативу Госдумы. Парламентариям также напомнили, что неоказание медицинской помощи противоречит Уголовному кодексу : в УК РФ за подобное предусмотрена статья. Правовое управление Госдумы в своем заключении также отметило, что новые поправки нарушают право россиян на доступную медицинскую помощь.
Что же готовят нам внесенные поправки ?
Депутаты решили удалить из части 5 статьи 15 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании» пункт о том, что медицинская организация не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медуслуг. В новом варианте закона больше нет положения о том, что российские медорганизации не имеют права "отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи".
Напомним: по Федеральному закону ФЗ-323 право на медицинскую помощь имеет застрахованное лицо. В ст. 7 ФЗ-326 говорится о доступности медицинской помощи. Депутаты решили этот пункт из закона убрать. Это было ожидаемо. Ранее первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Сергей Калашников выступил с предложением ликвидировать Фонд обязательного медицинского страхования. Политик предложил россиянам перейти на «личное соцстрахование». «Что нужно сделать? Нужно ввести нормальное личное социальное страхование, которое будет обязательным и за которое каждый человек будет платить сам. Причем линейку этих страховых случаев надо расширять … Человек должен застраховаться, если он хочет, от безработицы, от временной потери нетрудоспособности, от каких-то болезней и прочее. Но это он должен делать самостоятельно», — сообщил Сергей Калашников. По мнению некоторых депутатов, россияне могут заключить с медицинскими учреждениями договора по оказанию отчасти платных услуг, которые до этого гарантировал полис ОМС.
Возникает вопрос: как же быть с налогами, которые работающие россияне регулярно отчисляют в фонд ОМС? Может, в случае принятия поправок к закону об ОМС этот налог не надо больше платить?
Мы решили поинтересоваться у экспертов, к чему стоит готовиться. В новом варианте закона больше нет положения о том, что российские медорганизации не имеют права отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи. Захотел – взял на лечение, не захотел –отказал. С одной стороны, это нарушает конституционное право пациента на доступную медицинскую помощь. С другой стороны, подводит медиков под уголовную статью «Неоказание помощи больному.
До появления новых поправок за отказ в оказании медпомощи пациенту должна была нести ответственность медицинская организация. Новые законодательные изменения сводят это правило на нет. Об этом правовом казусе предупреждают и юристы Правового управления Госдумы в заключении к проекту изменений к закону об ОМС.
Мы решили узнать о сути предложенных поправок из первоисточника – в комитете Госдумы по охране здоровья. «Этот закон касается лишь федеральных медицинских учреждений и никак не может негативно повлиять на возможность получения медицинской помощи пациентами. Изменяется лишь порядок финансирования самых значимых медицинских учреждений - университетских клиник, научно-исследовательских медицинских центров и т.д. Федеральный фонд медицинского страхования будет напрямую, минуя страховые компании, оплачивать им оказанные медицинские услуги, что позволит больше средств направить именно в медицинские учреждения и обеспечить большую доступность медпомощи для наших граждан. Все это на благо пациентов с самой серьезной патологией, которые попадают в центры по квотам, распределяемым Минздравом РФ. Отказать пациенту при наличии квоты никто не может ни сейчас, ни в будущем», -заявила «НИ» член комитета по охране здоровья Госдумы Татьяна Цыбизова.
Выходит, внесенные Госдумой поправки касаются исключительно оказания дорогостоящей высокотехнологичной медицинской помощи?
На самом деле предлагаемые изменения куда глубже и серьезнее. Меняется система.Из системы финансирования высокотехнологичной медицинской помощи – сложных операций, диагностических манипуляций исключают региональные фонды ОМС, финансирование будет идти напрямую федеральным медицинским центрам. Но вот как пациенты смогут попасть в эти федеральные медцентры и как будут отбирать пациентов – на сегодня остается большим вопросом.
«НИ» обратились с запросом о системе распределения пациентов в федеральные медцентры ( в случае принятия поправок к закону) в Министерство здравоохранения РФ. Однако, на момент публикации материала ответ из Минздрава получен не был.
То есть совершенно не исключена ситуация, когда плановый объем оказания медпомощи в районной больнице или в федеральным центре, специализирующемся на дорогостоящей высокотехнологичной медпомощи, в какой-то момент будет исчерпан. В этом случае у медицинской организации будет гарантированное законом право отказать пациенту. К примеру, в Национальном медицинском исследовательском центре глазных болезней им.Гельмгольца уже несколько месяцев нет мест для москвичей (в московском бюджете закончились средства на оплату высокотехнологичной помощи для тех, кто страдает глазными болезнями). Что делать в этом случае пациентам, которые были оперированы в НИИ им. Гельмгольца, лечились там годами у определенного врача? Всё начинать сначала в другом офтальмологическом центре? А потом, когда и там закончатся объемы оказания плановой помощи, искать третий медцентр? Сейчас врачи предлагают продолжить лечение платно. Так что новая система уже, можно считать, работает.
«Сегодня потребность россиян в медпомощи не соответствует нормативам ее финансирования, установленным органами управления здравоохранения в регионах. С принятием новых поправок пациенты будут массово сталкиваться с ненаказуемыми отказами», - предупреждает Алексей Старченко.
Зато никаких сверхплановых расходов!
Есть еще один момент, который может ущемлять права пациентов. Сегодня застрахованные по ОМС могут обратиться за медицинской помощью в любую медицинскую организацию за помощью вне зависимости от того, где это медучреждение расположено. А вот вносимые в пункт 4 части 1 статьи 16 ФЗ-326 поправки говорят о том, что выбор пациентом федеральной клиники ограничивается порядком, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На это также обращали внимание юристы правового управления Госдумы в заключении к проекту изменений закона об обязательном медицинском страховании.
В результате всех запланированных изменений и поправок пациента, похоже, просто загонят в жесткие рамки по принципу: лечимся там, где это доступно, пожелания неуместны. «Мы лишаем пациента права на выбор медицинской организации, на защиту своих прав, ориентируемся исключительно на те возможности системы, которые сейчас есть. В условиях отсутствия независимой экспертизы качества оказанной помощи все это рано или поздно превратит пациента в "крепостного", которому будут оказывать ту помощь, которая доступна в данное время в данном конкретном регионе, а не ту, которая ему нужна», - считает член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко.
Закон вступит в силу после того, как будет принят в третьем чтении. Пока он прошел только первое. Это значит, что у общественного мнения еще есть шанс повлиять на законодателей.