Популярный белорусский блогер Андрей Червонец напомнил в своей публикации довольно странный материал, который вышел неделю назад на сайте немецкого радио DW. Там говорилось о том, что 24 октября жители Парижа собрались по призыву французского отделения «Международного Мемориала» у знаменитого кладбища Пер-Лашез и почтили память французов и жителей Франции, погибших в советских лагерях. Дело в том, что почти все они воевали в войсках Вермахта. Тогда в плену в СССР оказалось более 22 тысяч человек, из которых умерли по разным причинам 1329, а остальные были репатриированы к началу 1949 года.
Не следует думать, уверен блогер, что все эти французы, как утверждает зам председателя французского «Мемориала» Люба Юргенсон попали в советский плен как жертвы обстоятельств, оказавшиеся в немецкой армии по призыву. Это не так.
Ни для кого не секрет, что против нашей страны воевали десятки тысяч французов, и в авангарде их были военнослужащие из «Легиона Французских добровольцев против большевизма», входившие в созданный немцами 638-й усиленный пехотный полк, который принял участие в 1941 в наступлении на Москву – единственная иностранная часть в войсках Вермахта! Причем состоял он не столько из русских белоэмигрантов, сколько из бывших французских военнопленных, которые вместо того, чтобы согласиться на принудительный труд, попросились на Восточный фронт. За три года с 1941 по 1944 таких добровольцев оказалось 13 тысяч человек, а могло быть еще больше, поскольку остальные не прошли немецкую медицинскую комиссию.
У них и знаменем был французский триколор, и приказы отдавались по-французски, а маршал Петэн, руководивший правительством французских коллаборационистов, в ноябре 1941 года обратился к ним с посланием: «Перед тем, как вы пойдете в бой, мне радостно сознавать, что вы не забываете - вам принадлежит часть нашей военной чести».
После разгрома под Москвой, французский полк был переформирован и в 1942 году действовал в Белоруссии в качестве охраны, а также для карательных операций против партизан. В августе же 1944 года на этой базе сформировали 33-ю добровольческую ваффен-гренадерскую дивизию СС «Шарлемань», которая зимой 1945 года воевала против наступающих советских войск в Польше, была разгромлена и, потеряв больше половины личного состава, выведена на Запад.
Более того, батальон, созданный из остатков этой дивизии дрался против советской армии в осаждённом Берлине, в том числе и защищая Рейхсканцелярию и фюрербункер, где находился и где покончил с собой Гитлер. В боях в Берлине советская армия потеряла только 28 апреля 108 танков, причем 62 из них были уничтожены именно французскими эсэсовцами, четверо из которых за это удостоились рыцарского железного креста – последние из всех солдат Третьего Рейха...
Оставшиеся в живых около трех десятков французов ушли из бункера лишь утром 2 мая, сразу после объявления о капитуляции Берлина.
Так можно ли назвать их невинно пострадавшими? Абсурд, да и только.