Posted 29 октября 2020, 11:05

Published 29 октября 2020, 11:05

Modified 7 марта, 14:27

Updated 7 марта, 14:27

Николай Вавилов: «Говорить о V-образном восстановлении экономики Китая не приходится»

29 октября 2020, 11:05
«Экономический китайский детектив», - так происходящее в экономике КНР называет китаевед Николай Вавилов, эксперт Российского экспортного центра. О том, действительно ли китайская экономика восстанавливается и что её ожидает в ближайшем будущем, он рассказал на своём ютуб-канале.

«После локдауна экономика Китая потеряла треть своего ВВП.

После вливания более чем триллиона долларов – но, скорее всего, речь идёт о цифре в несколько раз большей, просто триллион это то, что можно доказать, это те цифры, которые есть на руках – китайская экономика восстановила только десять процентных пунктов, что означает, что она восстановилась лишь на 80 %.

При всём желании, говорить о том, что произошло V-образное восстановление китайской экономики – нельзя.

Более того, восстановление потребовало колоссальных жертв китайской финансовой системы.

Учитывая то, что проблемы китайской экономики усугубятся в связи с возможным переизбранием Дональда Трампа и они не будут решены одномоментно даже в случае прихода к власти Байдена, к марту 2021 года в экономике Китая вновь произойдут шоковые явления.

Рассмотрим простейший показатель – прибыль промышленных предприятий. За период с января по июль она в Китае упала на 8, 1 %.

Если мы говорим о предприятиях государственного сектора, то падение прибыли составило 23, 5 %. В добывающей отрасли падение прибыли в Китае - 41, 6 %.

То есть добывающая, сырьевая отрасль Китая, снабжающая промышленные предприятия, которые, в свою очередь, обеспечивают конечный спрос, потеряла вот такой процент прибыли, о каком восстановлении тогда можно говорить?

И это только начало.

В производстве падение прибыли составило 4, 5 %. В добыче нефти и газа прибыль упала на 72,1 %, то есть почти в два раза.

Ассоциация автомобильных производителей Китая по итогам восьми месяцев 2020 года, в сентябре, опубликовала свой прогноз на ближайшие пять лет.

За пять лет автомобильная отрасль Китая вырастет всего на 8 %. Речь идёт о том, что рост каждый год будет меньше 2 % пункта. И к 2025 году объём продаж автомобилей будет почти 28 миллионов.

То есть никакого вишейп-восстановления – V-образного восстановления не происходит.

Самое лучшее, как можно было бы описать китайскую экономику – это более-менее устойчивая стагнация.

Вот о чём реально нужно говорить. А никакого взрывного роста по итогам нескольких месяцев так называемого «восстановления» не произошло.

Более того, та же Ассоциация автомобильных производителей Китая к концу 2020 года планирует падение продаж на 10 %. А Ассоциация автодилеров сообщает, что у автопроизводителей, как ни странно, образовываются большие запасы.

И возникает вопрос: как могут появляться запасы, если идёт восстановление и рост продаж? И тут мы натыкаемся на очень интересный момент, который связан с китайской статистикой.

Дело в том, что вся позитивная статистика – то есть такие лёгкие позитивные конвульсии – когда пациент, находящийся в коме, начал дёргать пальцами, выдаются за восстановление, но они, по сути, являются средне-арифметическим медианным значением от роста крупных промышленных корпораций, которые были масштабно дотированы и прокредитованы государством, и огромного провала в частном секторе, где заняты 80 % населения Китая, и который ориентирован в основном на экспортные продажи.

Например, мы видим рост продаж коммерческих автомобилей, спецтехники, экскаваторов и грузовиков, всего, что покупают инфраструктурные и строительные корпорации для работы по объектам, которые дотирует государство, где оно выступает инвестором – там рост двузначный 40, 50, 60 %. А медианный рост частных и госпокупок находится в районе 4-5 %.

Как это получается? В частном секторе идёт падение продаж, люди не покупают автомобили, они экономят, у них безработица – к слову, она в Китае скрытая, а не явная, но она огромная.

Вот и выходит, что десять человек в госсекторе полностью при работе, а другие сто человек - на улице, а в среднем все, более-менее, устроены и всё, более-менее, выпускается и производится.

Медианное значение частного сектора и корпоративного в среднем по больнице даёт, скажем так, небольшой рост.

Что же реально происходит? Возьмём ту же автомобильную отрасль. Она, вроде бы, восстановила своё производство, но при этом склады затоварены.

Государство субсидирует автомобильную отрасль, и не только её, даёт деньги на то, чтобы производство не останавливалось, даёт кредиты на то, чтобы кто-то выкупал продукцию, даёт субсидии на людей, которые ходили бы на работу и числились бы на этом предприятии.

Но даже если мы поверим официальным заявлениям на China daily о том, что в августе рост ритейла составил 9 %, а онлайн-ритейла 16 %, возникнет вопрос: откуда затоваренность на автоскладах?

Вывод напрашивается неприятный: как и во время большого скачка при Мао Цзэдуне, когда ради позитивной статистики накручивали данные, создавали вот такие негативные для экономики явления, так и сейчас всё делается для позитивной экономической статистики, для подмены понятий.

На автомобильной отрасли это очень хорошо заметно. А конечный спрос не работает.

На что же происходит восстановление? На банковские кредиты. Выданы они в большом количестве.

Премьер Китая продекларировал специальные облигации по контролю за коронавирусом, это один триллион юаней – примерно 115 миллиардов долларов. Это специальные вложения в сокращение налоговой нагрузки - тоже триллион юаней, то есть опять 115 миллиардов долларов. Кроме этого, сюда же надо прибавить специальные облигации регионов – примерно 200 миллиардов долларов до конца 2020 года, и, возможно, эта сумма будет расширяться. Кредиты для малого и среднего бизнеса, это ещё 200 миллиардов долларов.

Кстати, мы абсолютно не знаем, сколько было влито Народным банком Китая для поддержания курса юаня. Хотя, например, в 2014 – 2015 годах такие данные постоянно публиковались, а сейчас не публикуются.

Но, скорее всего, речь идёт о нескольких сотнях миллиардов долларов.

И прибавим к этому вливание на спасение фондового рынка, который, напомню вам, просто ушёл в штопор. И это тоже несколько сотен миллиардов долларов.

То есть речь идёт о том, что китайская банковская система, финансовая система влила в экономику сумму как минимум один триллион долларов – за период с конца февраля до июля-августа, то есть за период полгода.

И по итогам этого периода восстановления ни отложенный спрос, ни кредиты не обеспечили положительный рост.

Мы это видим и в недвижимости, и в автомобильном секторе и во многих других отраслях. И это не поспособствовало росту прибыли промышленных предприятий, на которые и приходится большая часть экономики КНР.

Речь идёт о том, что накапливается огромный объём невозвратных долгов.

Он скрывается. Официально это цифра порядка 2 % от всех долгов, а американцы её оценивают в 20 %.

Есть дедлайн по возврату долгов малых и средних предприятий в Китае – это март 2021 года, когда эти предприятия, по идее, должны заработать и начинать отдавать долги Народному банку Китая. Но, учитывая то, что происходит сейчас в экономике Китая, вряд ли они заработают».

Полностью комментарий Николая Вавилова можно послушать здесь.

Подпишитесь