С начала пандемии в суды Москвы было подано более 56 тысяч жалоб на штрафы за нарушение самоизоляции. Журналисты изданий «Важные истории» и «Холод» провели исследование работы судов и поговорили с москвичами, которые прямо сейчас отстаивают свои права. Вот, что они узнали.
Судьям пришлось нарушать предусмотренные законами процедуры, чтобы успеть рассмотреть десятки тысяч дел за пару месяцев.
Например, судья Нагатинского районного суда Ольга Шумова поставила рекорд по производительности — 21 сентября она провела 268 заседаний по «коронавирусным» штрафам. Утром был период, когда на рассмотрение одного дела она тратила всего по 37,5 секунд. Её случай не уникален — мы обнаружили и других судей, которые рассматривали более двухсот «карантинных» дел в день.
«У этих судей нагрузка явно несоизмерима с человеческими возможностями. Качественная работа по рассмотрению дел в таких условиях просто невозможна. Процессуальные нормы предполагают, что каждое дело должно рассматриваться индивидуально. Если судья [рассматривает дела] «оптом», он, по сути, совершает процессуальные действия по всем этим делам единовременно. Это нарушение закона», говорит юрист, специалист по компенсационным искам Владимир Халдеев.
Более 13 тысяч жалоб все еще ждут своего рассмотрения, а штрафы за выход из дома для находящихся на карантине по-прежнему выписываются — значит, жалоб станет еще больше.
При этом «карантинные» штрафы противоречат федеральному законодательству — их нужно отменять, и люди вправе требовать компенсаций ущерба (возмещения расходов и морального вреда) за незаконные постановления. Но московская мэрия хочет сохранить лицо и отказывается признавать свои ошибки.
«Судьи заинтересованы в том, чтобы у них было как можно меньше отмен их решений. От этой статистики зависит премирование и карьера. Верховный суд сразу разъяснил, что все что у нас в регионах придумали, то есть в том числе и мэр Москвы, это правильно. И судьи оказались в щекотливой ситуации. Им сверху дали сигнал, что все законно. Но они не понимают, как это может быть законно, они, естественно, видят: в федеральный КоАП многие вещи не вписываются», - объясняет судебный юрист Леонид Поликарпов.
Суды отказывают в отмене штрафов за нарушение самоизоляции только в 2 % случаев. Однако бо́льшую часть штрафов отменяют по нереабилитирующим основаниям — то есть так, чтобы человек не имел права требовать компенсацию ущерба из-за незаконных постановлений, а «автоматические» штрафы от мэрии при этом не выглядели ошибкой или произволом. Только в 15 % случаев суды признают оштрафованного невиновным.
Большинству же граждан предлагают признать вину в обмен на отмену штрафов «в связи с малозначительностью правонарушения». Именно «малозначительность нарушения» оказалась для судов наиболее комфортной формулировкой — это лишает людей возможности требовать компенсацию и не портит московским ведомствам статистику.
Это не единственная схема, по которой суды маскируют ошибки московских чиновников. Другие судебные хитрости и подробная статистика, — в полной версии исследования.