Известный культуролог Борис Гройс с завидной регулярностью делает апокалипсические прогнозы. Не так давно, в интервью журналу «Эксперт» он отметился радикальными выводами, возвестив о смерти среднего класса:
«Уже сейчас очевидно, что перестройка индустриально-экономической структуры общества будет необратимой. Это понимали все ещё до эпидемии, но никто не решался проводить такие радикальные реформы, пока на помощь не пришел коронавирус. И, быть может, самое значимое в этой грядущей глобальной социальной трансформации заключается в том, что она окончательно уничтожит средний класс. Он и так уже постепенно исчезал в нынешнюю эпоху, и коронавирус просто ускорил этот процесс до предела. Если вы спросите любого западного экономиста, он вам скажет, что все последние годы характеризовались резким возрастанием экономического неравенства, концентрацией капитала в немногих руках и обнищанием среднего класса.
В Америке средний класс имеет какие-то триллионы и триллионы долгов, которые он никогда не сможет погасить. Одни только кредиты на образование - это огромные суммы. Фактически уже многие годы средний класс живет в долг и поддерживается искусственно. То, что он был мобилен и катался по всему миру то тут, то там, развивая какие-то креативные дела, было связано с тем, что у него просто были деньги, но не собственные, а выданные системой, которая его поддерживала. Сейчас же эта система рухнет или ослабеет настолько, что поддерживать его уже не сможет. Ясно, что история среднего класса окончена»
И вот новые откровения профессора, на сей раз в интервью Jewish, отрывок из которого приводит в своем блоге филолог Николай Подосокорский:
«Интересно, что создатели интернета, со многими из которых я общался в 1980-е годы в Германии, были уверены, что создают «киберкоммунизм» – пространство абсолютной свободы, где нет частных политических и экономических интересов. В результате же интернет управляется 3-4 крупными корпорациями, основная часть доходов которых – реклама.
Показывая то, что мы запрашиваем в поисковиках, соцсети создают иллюзорный мир. Вопрос в том, как он связан с реальностью? Ответ: опять же через рекламу. Недавно в New York Times была интересная статья: ее автор состояла в группе в Facebook, где в основном находились противники Трампа, но было и несколько его сторонников. В какой-то момент последние просто исчезли. Она им позвонила, чтобы узнать, почему они ушли из группы. Выяснилось, что они никуда не уходили, просто алгоритмы Facebook настроены так, что скрывают посты людей с другой позицией. Зачем? Реклама продается лучше там, где у всех одинаковое мнение, а значит, и атмосфера более позитивная.
Я часто говорю своим студентам: интернет – это новая церковь, где все исповедуются, но не получают никакого ответа. Современные люди привыкли общаться с пустотой, с отсутствующим партнером. Они интересуются собой и хотят сами что-то написать и себя прочесть, увидеть любимую кошечку на экране. Да, интернет считается средством коммуникации, но использующие его люди в большинстве своем не хотят коммуницировать. Сегодня это скорее средство самокоммуникации.
Если бы я был моложе, я бы провел аналогию между нашим временем и концом XIX века. Между эпохами много общего: национализм и вспышки расовых конфликтов, вместе с тем мощная экономическая конкуренция, глобализация и ощущение полной безысходности для индивидуума. Тогда был найден выход в спиритуализме – теософии и прочих мистических учениях. Сегодня многие художники тоже понемногу уходят в спиритуализм. Париж конца XIX века с Бодлером и Прустом – это сегодняшний Лондон, очень декадентский город. Мне оттуда время от времени присылают книги на рецензию. Все это молодые авторы, и все это сплошь спиритуалистические и апокалиптические видения.
Пока мы живем в предвоенную эпоху. Спиритуализм был ответом на ощущение, что скоро все изменится. Модернизм же появился, когда все изменилось и нужно было творить все заново...»
***
По счастью, отнюдь не все пользователи социальных сетей, о которых говорит Гройс, с ним согласны. Вот только малая часть комментариев на высказывания культуролога:
- Похоже на конспирологический бред. Скрытие постов в группе - ахинея. ФБ регулирует выдачу, но не настолько. Они могут выпасть из ленты, и это хорошо, иначе сортировать придется каждому тысячи постов в день. В группе же рулят модераторы.
Есть основания предполагать ограничение свободы слова и свободы самовыражения, но может стоит подходить к проблеме объективно, а не высасывая из пальца небылицы
- Интернет как атомная энергия. Гигантские плюсы и не менее гигантские минусы. Ну а то, что пытаются доказать, что западная цивилизация сегодня, в эпоху её грандиозного, динамического развития, типа, загнивает, так это не новость. В СССР тоже так говорили, только более прямо.
- Опять дешевый алармизм. Можете объяснить, в чем опасность рекламы? - реклама может раздражать, быть назойливой, не в тему, тупой, забавной. Но риск-то в чем? Вы себя совсем не контролируете что ли? Показали вам картинку и воля улетучилась? Надоело это нытье, ей-богу.
- Не знаю. У меня, наверное, другой какой-то интернет. Я сама стараюсь отписываться и скрывать посты с мнением, которое мне неприятно. До социальных сетей наоборот не было возможности людям разных эйдосов так сталкиваться между собой. Все эти холивары чаще всего между людьми, которые в обычной жизни обходили бы друг друга по очень широкому кругу. А здесь лиц не видно, ничего не понятно, видно только мнение, которое бесит.
Поэтому единственное, на мой взгляд, что верно в этой статье - что корпорации получают огромный доход от рекламы. Ну, и как любая светская газета, каждая соцсеть подмахивает идеологии руководства. Но в этом ничего нового.