Ирина Мишина
В условиях пандемии Россия оказалась фактически без жизненно необходимых лекарств. В распоряжение нашей редакции попали панические письма фармацевтических компаний - производителей в связи с невозможностью поставить в Россию жизненно необходимые лекарства. Их предоставила «НИ» Лига защиты прав пациентов.
- «АО Гедеон Рихтер РУС вынужден развернуть машины с границы РФ в связи отсутствием 613-ти сообщений в системе МДЛП (маркировки, прим.ред.). С 30 сентября ожидается решение проблемы с выпуском в гражданский оборот жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Ежедневно компания обращается к ответственным лицам, однако решения так и нет».
- «Товары не могут быть растаможены, стоят на аптечных складах (не могут быть введены в оборот), товары стоят на складах дистрибьюторов. Объем зависших товаров исчисляется миллионами упаковок. В условиях пандемии нет лекарств».
- «Регистрация отгрузки 16 тыс. упаковок Коронавира не проходит в связи с ошибкой средства идентификации. Руководство ЦЛО Департамента здравоохранения Москвы бьет тревогу, т.к. им необходимо срочно отгружать товар, приемку которого они не могут произвести из-за данной проблемы».
Как нам удалось выяснить, фармацевтическая компания «Гедеон Рихтер Рус» сообщила о приостановке поставок лекарственных препаратов в Россию ориентировочно до 29-30 октября. Это связано с техническими сбоями в системе мониторинга движения лекарственных препаратов (СМДЛП), которые начались в конце сентября. Это было сложное для компании решение, но таможенную процедуру в сложившихся условиях осуществить было невозможно.
Что же на самом деле произошло?
27.12.2019 вступил в силу Федеральный закон № 462-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств». Согласно этому документу, маркировка лекарственных препаратов средством идентификации (код DataMatrix) стала обязательной с 1 июля 2020 года. Цель маркировки лекарственных препаратов - защита населения от попадания в обращение фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных препаратов.
Подготовка к запуску системы маркировки началась давно, еще год назад: аптеки оборудовали специальными сканерами для считывания штрих-кодов, протестировали систему с дистрибьюторами, обучили персонал. Группа разработчиков потратила на подготовку около 40 млн рублей, но проблем и сбоев избежать все равно не удалось. Система мониторинга не справлялась с нагрузкой, систематические сбои техники тормозили обработку документов. Сейчас разработчики «на коленке» пытаются вносить какие-то изменения, но в этот момент система недоступна по 4-5 часов. Во время сбоя 30 сентября она и вовсе зависла на двое суток. К тому же технические работы часто проходят без предупреждения. Все это ведет к сокращению продаж в каждой торговой точке и в сети в целом.
«Нужно считывать QR-код по каждой принятой упаковке. А их много, и не всегда код считывается с первого раза. Ежедневно на складе «Еаптека» принимается до 100 000 упаковок, процесс приемки замедлился в 6-8 раз. Проблемы огромные в наших сетях во всех 76-и городах России», - жалуется исполнительный директор сети интернет-аптек «Еаптека» Василий Артамонов.
Сложилась парадоксальная ситуация: в условиях пандемии мы фактически оказались без лекарств.
«На обеспечение системы маркировки лекарств было потрачено , насколько мне известно, 14 миллиардов рублей. И вот сейчас эта система дает сбой. Миллиарды – на ветер. В результате, в России рынок лекарств практически обрушен. Запустили систему маркировки с 1 июля. И тут выяснилось, что она не работает! Аптеки не могут принять лекарства от производителя. Сейчас продают запасы, которые были закуплены раньше. Новых лекарств нет. Самое неприятное в этой истории, что аптеки не могут принять новые препараты от коронавируса», - рассказал «НИ» руководитель Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский.
«Сбои в системе маркировки приводят к дефициту лекарственных препаратов в регионах, заявила председатель правления Новгородской профессиональной ассоциации фармацевтических работников, директор сети «Аптечный дом НВ» (Великий Новгород) Ольга Хруцкая.- Население осталось без медикаментов. А эти медикаменты по две недели лежат не оприходованные в карантинной зоне», – заявила О.Хруцкая.
Эксперт считает, что в такой ситуации проект по мониторингу движения лекарственных препаратов должен быть приостановлен на год, а после - "возобновлен с учетом ошибок и анализа сбоев".
Сигналы «SOS» поступают из разных регионов. Дефицит медикаментов в розничной торговле стал одним из вопросов на заседании правительства Пермского края. Это признал глава региона Дмитрий Махонин. «Проблема лежит в плоскости маркировки. Мы проинформировали об этом федеральное правительство. Считаем, что работу здесь нужно выстроить более четко», - считает глава региона.
«НИ» направили запрос о путях выхода из ситуации в Департамент здравоохранения Москвы. На момент публикации материала ответ получен не был. Обращение коллег из «Фармацевтического вестника» в Минздрав России также осталось без ответа.
В распоряжении нашей редакции - документ, который Ассоциация международных фармацевтических производителей направила зам. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения РФ В.Косенко. В нем предлагается срочно созвать рабочую группу по проведению эксперимента с маркировкой лекарств. В заключении исполнительный директор Ассоциации пишет: «В сложившейся критической ситуации, когда работа системы МДЛП фактически парализована… представляется необходимым незамедлительно внести изменения в нормативные правовые акты в части временного сокращения операций для участников рынка, продления возможности поставок немаркированной продукции… до нормализации оператором работы системы».
Тем временем, сбой в системе маркировки породил другую проблему – дефицит лекарств, который тут же повлиял на отпускные цены. Стоимость некоторых препаратов увеличилась в несколько раз. Так, покупка в аптеке противовирусного препарата, средств индивидуальной защиты (5 пар перчаток и 10 масок), а также средства для снятия боли в горле обошлась мне на днях в сети Горздрав почти в 2 тысячи рублей.
«Это цены производителя. Аптеки продают лекарства по цене производителя, вы можете им задать все эти вопросы», - заявила «НИ» исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева. Продолжать разговор она отказалась, сославшись на занятость.
Но 2 тысячи за 2 лекарства от простуды и средства индивидуальной защиты - это еще сущие копейки в сравнении с препаратами, которые входят в протокол лечения коронавирусной инфекции. Как известно, в России в конце сентября в аптеках появились сразу несколько препаратов для амбулаторного лечения Covid-19: "Арепливир", "Коронавир" и "Авифавир". Объявленная стоимость препаратов была 12,3 тысячи, 11,5 тысячи и 8 тысяч рублей соответственно. Производители объясняли цену сложностью синтеза действующего вещества. Понятно, что пролечить коронавирус за такие суммы мало кто имеет возможность. И Минздрав принял, наверное, одно из самых полезных решений за последнее время: включил Фавипиравир, основное действующее вещество всех разрешенных к применению в РФ препаратов от COVID-19, в список ЖНВЛП и зарегистрировал предельные цены на лекарства от коронавируса. Правда, с оговоркой: "Предельные отпускные цены не включают налог на добавленную стоимость (НДС), оптовые и розничные надбавки". Сообщается, что препараты, содержащие Фавипиравир в дозировке 200 миллиграммов будут стоить тысячу рублей за 10 таблеток. Упаковка в 40 таблеток обойдётся в 4 тысячи рублей. К тому же 26 марта 2020 г. был принят Федеральный закон № 67-ФЗ "О внесении изменений в статью 60 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и статью 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Этими документами предусмотрено: в условиях ЧС или возникновения угрозы распространения опасного заболевания Правительство РФ вправе устанавливать предельные отпускные цены на лекарственные препараты, которые не включены в перечень ЖНВЛП. Иначе говоря, этот законопроект позволяет правительству РФ в чрезвычайных ситуациях принимать решение о фиксации цен лекарства на срок до 90 дней.
Мы решили проверить, как выполняются решения правительства о фиксированных ценах на препараты, содержащие Фавипиравир. И что же? В сети «Горздрав» нам ответили, что Фавипиравир только что закончился, он продавался по цене 11 320 рублей. В сети интернет-аптек "Главное - здоровье" (ProjectGN) Фавипиравир продавался по цене 11 тыс. 900 рублей за упаковку (30 таблеток). В сети интернет-аптек Natco24 Фавипиравир фигурировал по цене 16 тыс. рублей за упаковку (30 таблеток).
Как же так?
«Если препарат внесен в список ЖНЛВП и на него установлена предельная цена, аптечная сеть не имеет право ее менять. Это нарушение, о котором надо немедленно сообщать в Росздравнадзор. Причину «накрутки» цен на препараты от коронавируса можно объяснить, во-первых, рекламой, а во-вторых, тем, что они включены в лечебные протоколы. Каждый такой случай необходимо пресекать, сообщать о нем в СМИ и в надзорные органы», - заявил «НИ» член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, доктор экономических наук Алексей Старченко.
Но посетители аптек в условиях пандемии готовы на любые жертвы ради здоровья. Аптечные сети прекрасно это понимают и пользуются моментом. А Минздрав, похоже просто наблюдает за происходящим лекарственным коллапсом как-то уж больно философски и отстраненно. На сегодняшний день со стороны этого ведомства не было сделано и одного радикального шага по обеспечению населения доступными лекарствами. А маркировка, которая обернулась выброшенными на ветер миллиардами и недостатком лекарств в период пандемии, была как-то ненавязчиво переведена в формат обсуждений и видеоконференций.
А сейчас я вас рассмешу. На днях к члену моей семьи прибыла «ковидная бригада». После заполнения бумажек о карантине мы задали вопрос, будут ли выданы какие-то рекомендации по лечению или медицинские препараты. «Берите арбидол, у нас его с собой полно! - ответила врач. – Почему так ?- поинтересовалась я. - Не берет его никто. А настоящие препараты от коронавируса сейчас достать по приемлемой цене – редкая удача. Так что мой вам совет : пейте водичку – и болезнь уйдёт!».