Елена Иванова, Наталья Сейбиль
На этой неделе на главном для России нефтяном рынке – в Европе – были зарегистрированы 200 тысяч заразившихся коронавирусом за день. На континенте насчитываются уже 7,8 миллионов случаев и около 250 тысяч умерших от ковида. В Великобритании в Уэльсе введён частичный карантин. В Ирландии жители могут покидать свои дома и передвигаться в радиусе не более 5 км. В Германии насчитываются свыше 10 тысяч новых случаев заражения в день. Врачи предупреждают, что если число заражённых превысит 20 тысяч в день, отслеживать цепочки заражения власти физически не смогут, и тогда стране грозит локдаун.
Это не может не беспокоить страны ОПЕК, Россию и других производителей нефтепродуктов. По условиям сделки ОПЕК+, страны должны были постепенно наращивать добычу. Её увеличение было запланировано на январь 2021 года. На этой неделе виртуально заседал мониторинговые комитет сделки ОПЕК+ - и нечего не решил.
"Ситуация остается хрупкой, и нам из месяца в месяц необходимо в полном объеме исполнять наши соглашения", - предостерег страны-нарушительницы министр энергетики России Александр Новак на этом заседании.
Речь идёт о странах, которые добывают больше своей квоты, в первую, очередь об Иране, который со дня подписания сделки качает на полмиллиона баррелей в день больше.
- Есть определенные квоты для стран, которые, в зависимости от ситуации, предлагается корректировать, что и происходит. Фактически корректировка была один раз, но были рекомендации странам, связанные с исполнением, что кто-то недовыполнил, нужно компенсировать в последующие периоды и так далее. Но сделка была заключена на два года, соответственно, она действует до мая 2022 года, - говорит заведующий отделом ИЭИ РАН Вячеслав Кулагин.
Должники уже перебрали свои квоты на 2,5 миллиона баррелей в день. По предложению Саудовской Аравии они должны «вернуть» долг до апреля 2021 года.
Перед картелем и другими странами-производителями нефти стоит непростая задача. С одной стороны, после драматических событий весны и падения фьючерсов до минус 30 долларов за баррель никто не хочет повторения ситуации. 42 доллара за баррель в условиях полной неопределенности со спросом – хороший результат. С другой стороны, спрос на нефть и нефтепродукты не растет, несмотря на 4,9% роста ВВП в Китае за 3-й квартал.
- Сейчас нет аппетита у игроков к увеличению объёма производства в период низкого спроса. Я думаю, что снижение инвестиций тоже подталкивает к тому, что предпосылки к увеличению добычи отсутствуют, - говорит руководитель нефтегазового направления KPMG International Антон Усов.
Снижение инвестиций в мировую нефтяную отрасль составят в это году 18-20%, по заявлению Новака, даже больше, чем падение спроса. Ситуация в Китае повлияла на рынок. То, что Китай сумел благополучно выбраться из кризиса, в котором он оказался в начале года, уже благоприятно сказалось на рынке. Но даже когда в Китае в середине года не было зарегистрировано ни одного нового случая ковида в некоторые дни, и общая ситуация была нормализована, общемировой спрос был значительно ниже тех отметок, который был по прошлому году. Китай в данном случае – один из важных игроков на рынке, но только один из нескольких, говорят эксперты. Пусть экономика Китая восстанавливается и идёт в рост, это не означает, что люди по всему миру начнут летать на самолётах так же, как они летали ещё совсем недавно. Авиакомпании заявляют, что на восстановление рынка уйдёт пара лет, пока восстановится прежний спрос. Если самолёты не летают, нет спроса на керосин. Если люди меньше ездят между странами, снижается спрос на бензин.
- Это оказывает понижающее давление на рынок, и если мы должны в этом году проходить с уровнем спроса более 100 миллионов баррелей в день, причём достаточно уверенно, в реальности мы проходим его существенно ниже. И когда мы выйдем на этот уровень – это большой вопрос. Так что здесь ситуация не ограничивается этим годом и , скорее всего, даже следующим, - предполагает Вячеслав Кулагин.
Каждый месяц ОПЕК снижает прогноз на спрос 2021 года. 100 миллионов баррелей в сутки не будут достигнуты не только в этом, но и в будущем году. Рейтер сообщает, что по новому прогнозу спрос будет меньше ещё на 80 тысяч баррелей, чем сообщалось месяц назад, и он достигнет только 96,84 миллионов баррелей в день.
«Неопределённость сохраняется из-за роста числа инфицированных во всем мире, поэтому, несмотря на успехи 3-го квартала, ожидать значительного оздоровления ситуации ни в 4-м квартале 2020 года, ни в 2021 году не приходится»: - написано в докладе ОПЕК.
Исходя из оценки ситуации в сентябре, увеличение добычи на 6,54 миллиона барреля в день под вопросом. Скорее всего, добыча повысится на 3,8 миллионов. При таком росте, говорят эксперты, цены на нефть не начнут падение.
Когда не было сделки ОПЕК+, в марте и апреле этого года продавцы пытались захватить новые рынки. Война цен привела к обвалу рынка, но подписание соглашения ситуацию стабилизировало.
- Цены более стабильны, и объём предложения понятен, то рынок относительно сбалансирован, и сильно выиграть на поставке направо или налево нельзя. Тут только если какие-то локальные истории, когда какая-то страна решила переориентироваться на другой рынок, и для этого, чтобы получить входной билет, потребовалось скинуть цену. Сейчас глобальной ценовой борьбы не идёт, - считает Вячеслав Кулагин.
Тем не менее, на мировом рынке намечается новый тренд. Себестоимость нефти в Саудовской Аравии составляет 8 долларов за баррель, в России – 32 долларов. Страны Персидского залива могут себе позволить понижение цены. Все, конечно, не так просто, поскольку никто не заинтересован в уменьшении денежных потоков. Но по сравнению с Россией, у арабских стран есть преимущество.
- Саудовская Аравия предлагает скидки, но они могут себе это позволить, имея очень низкую себестоимость добычи. Соответственно, в рамках борьбы за клиента – это новое для отрасли понятие, отрасль включается в эту борьбу, - говорит Антон Усов.
Как будет формироваться спрос на нефть и нефтепродукты, зависит не от производителей и даже не от потребителей. Это будет определять коронавирус, вернее, его распространение в мире. Правительства и фармацевтические концерны проводят тесты 20 вакцин, но и их эффективность считается успешной, если она составит от 50 до 75%. Это означает, что что мир оживает тяжелая зима.
Поэтому страны-члены ОПЕК и другие производители не принимают никакого решения об увеличении квот на добычу. Антон Усов говорит, что решения о консервации или увеличении добычи могут быть исполнены в течение месяца. Следующее заседание мониторингого комитета по консорциуму ОПЭК+ состоится 30 ноября. Там, видимо, станет известно, что принесет следующий год. А пока даже президент Путин, который теперь решает судьбу отрасли напрямую с наследным принцем Саудовской Аравии, призывает не торопиться.