Он также выразил уверенность в том, что следующим вопросом, который будет решаться после Нагорно-Карабахского и Южного Кавказа в целом, станет Крым.
«Тема Нагорного Карабаха и настоящей войны, которая там идёт, является сегодня одной из главных в мировых новостях. Это на самом деле такой конфликт, который может привести к каким-то очень серьёзным политическим последствиям.
Не надо забывать, что именно этот конфликт послужил катализатором развала Советского Союза.
Чего ожидать? Будет ли здесь прямое лобовое столкновение Турции и России?
Как вы видите, ситуация развивается так, что Армения упорно ожидает этого и всячески старается вовлечь Россию – то по причине ОДКБ, то по причине, что она старается бомбить территорию, далёкую от театра военных действий.
То есть, например, бомбили город Ордубат, это уже в Нахичевани находится, а Нахичевань это особая территория, она даже имеет особый статус – это не просто автономная республика в составе Азербайджана, она имеет статус территории Азербайджана, которая находится под протекторатом Турции, если вы помните этот столетний, почти что, договор.
И это очередная провокация для того, чтобы Азербайджан стал бомбить непосредственно территорию Армении. До этого, если помните, были бомбёжки территории города Гянджи, который так же находится далеко от театра военных действий. Погибли десять мирных жителей, а около 40-50 сегодня находятся в тяжёлом состоянии в госпитале.
Поэтому, это, конечно, провокации, нацеленные на то, чтобы удары пошли по Армении, и, чтобы, таким образом, можно было требовать у России вмешательства в рамках ОДКБ, того договора, который существует между Арменией и Россией.
Но, судя по телодвижениям Кремля, которые мы видим сегодня, между Россией и Турцией идёт прагматический разговор.
Идёт шахматная партия. Россия, конечно, категорически не хочет участия Турции в этом регионе. Более того, такого участия, на которое сегодня претендует та же Россия.
Турция сегодня не имеет никакой военной базы, у неё нет войск на территории Азербайджана, все это знают, и Россия это знает.
А Россия имеет войска, имеет базу, хорошо укомплектованную, и поэтому, естественно, России бы не хотелось, чтобы в перспективе такая военная база могла бы появиться на территории Азербайджана. Но всё идёт именно к этому.
И ежели Турция усилит своё влияние именно в этом регионе, Турция на этом не остановится.
И впереди у России другие проблемы. Не забывайте о том, что аннексирован Крым, который Турция не признаёт.
…Когда-то я уже говорил, что после Сирии и после Ливии всё это придёт на Южный Кавказ, а теперь могу добавить, что после Южного Кавказа это когда-нибудь придёт и в Крым.
Не забывайте, что Крым – это Грым, это турецкое название этого острова, историческое, это «обрыв», «ров». Историческое население это крымские татары, это их земля.
Недавно, до визита в Турцию, президент Зеленский посетил Лондон, где провёл очень интересные встречи не только с политическим истеблишментом, но у него была долгая, многочасовая закрытая встреча с руководителем МИ-6, которая вызвала буквально шквал негодования в Москве. Этому были посвящены несколько передач на всех центральных пропагандистских каналах российского телевидения.
В России за этим внимательно следят и понимают, что вокруг России сегодня сужается кольцо.
Вспомним, что сегодня происходит в Белоруссии, посмотрим, что происходит во внешнеполитическом векторе Украины. Если поинтересоваться, как Украина прореагировала на то, что происходит в Нагорном Карабахе – она однозначно в этом вопросе поддержала именно Азербайджан, встав на позицию Азербайджана и Турции.
Грузия сегодня тоже поддерживает Азербайджан и его территориальную целостность. Воздушное пространство Грузии помогает Турции осуществлять всё то, что необходимо осуществлять в нынешних вопросах, потому что все остальные территории для неё закрыты – я имею в виду Иран и Армению. Так что Грузия – единственный путь – как по воздуху, так и по земле. И Грузия себя ведёт в этом смысле достаточно чётко, ясно и недвусмысленно.
То есть это лишний раз говорит о том, что если раньше союзников у Турции и несоюзников, неприятелей у России мы здесь не наблюдали, то сегодня мы уже видим определённую коалицию, которая «оконтуривается» на южных рубежах России.
Естественно, Россия это понимает. В российских аналитических центрах, естественно, есть достаточно людей, которые могут это могут видеть и просчитывать, и, естественно, они стараются предпринять превентивные меры.
И в той или иной степени всё это упирается в экономические вопросы, ведь чтобы решать такие задачи, нужны огромные деньги.
...Там, где происходит выдавливание России – свято место пусто не бывает. Туда придут другие силы. А какие силы могут сегодня прийти?
Вот посмотрите: США и ЕС ушли из Сирии и Ирака, на их место сразу кто ринулся? Россия и Иран. Хорошо, что в последний момент Турция, как член НАТО, с молчаливого согласия и Вашингтона, и Лондона, встряла в этот конфликт. Точно так же, как с молчаливого согласия Вашингтона и Лондона она встряла и в Ливийский конфликт. И точно так же сегодня, с молчаливого согласия и Вашингтона, и Лондона – как бы ни хотелось армянскому лобби в Вашингтоне преподнести это по-другому, - Турция уже сегодня находится в Нагорном Карабахе. И решает Нагорно-Карабахский конфликт вместе с Россией. То есть она политически сегодня здесь присутствует.
Военным путём она там не присутствует, потому что там не присутствует Россия. Турция не позволит России вмешаться в этот конфликт, точно так же, как и Россия не хочет и не позволяет Турции вмешиваться в этот конфликт.
Поэтому они лицом к лицу оставили Азербайджан с Арменией. Азербайджан наступает, Армения отступает. И что бы ни говорил Никол Пашиняна о том, что это решается судьба Армении – это не так. Это решается судьба будущего правительства Никола Пашиняна.
На Армению никто нападать не собирается, никто её не собирается трогать, как она как была независимым государством, так таким и останется. Разговор сегодня идёт о семи районах и о Нагорном Карабахе, который рано или поздно должен вернуться под юрисдикцию Азербайджана.
А вся эта риторика – Армения, геноцид… Это всё именно риторика, чтобы создавать страшилки. В мире это уже понимают. И спокойная реакция цивилизованного мира – я не говорю обо всей этой агитации и пропаганде в газетах - говорит именно об этом.
Цивилизованный мир прекрасно понимает, что там происходит и что сегодня на месте реальные игроки это Москва и Анкара. И они следят за этим процессом.
И когда дойдёт до красной черты, за которую нельзя переходить ни Азербайджану, ни Армении, вот тогда они сядут за стол переговоров, посадят за него эти две страны и вот тогда будет заключён мирный договор. Но в рамках территориальной целостности Азербайджана.
…Люди, представляющие любой авторитарный режим, считаются только с силой. Бывает политическая сила, экономическая, а бывает военная. Когда не работает ни политическая, ни экономическая, тогда вмешивается военная сила. И после этого риторика этих людей моментально меняется на 180 градусов.
Путин относится к ним. То есть он не исключения из этого правила. Он классический пример авторитарного правителя, который знает только язык силы. Он её сам демонстрирует и требует её от других.
К сожалению, сегодня в мире мало таких крутых ребят, сидящих в креслах президентов, которые могут это продемонстрировать. Но лицом к лицу с ним сегодня оказался президент Турции, который по характеру точно такой же. Разница здесь в чём? В возможностях каждой страны – политических, экономических и военных.
Поэтому, сегодня Путин, впервые, надо сказать, за все годы своего правления, столкнулся с реальной силой, как политической, так и военной. И ему приходится с этим считаться.
Он считался с этим в Ливии, он считался с этим в Сирии и он считается с этим сегодня в Нагорном Карабахе. И, я думаю, придёт время, и он будет считаться с этим касательно Крыма. Ещё не вечер, как говорится».
Справка: Рамис Юнус - политолог с опытом работы в руководстве Азербайджана и за рубежом. Был руководителем Аппарата правительства Азербайджана, управляющим делами парламента страны. Несколько лет проработал в Йемене и Саудовской Аравии. В настоящее время проживает в США и является политическим экспертом в американских СМИ.
Послушать интервью с Рамисом Юнусом целиком можно здесь.