Ирина Мишина
Ветеринарная клиника сама предписала моей кошке манипуляцию на дому. Чтобы исключить диабет, надо было измерить уровень глюкозы в крови без стресса, связанного с поездкой в ветклинику. Конечно, можно было самим это сделать с помощью глюкометра. Но ни у кого из членов семьи это не получалась: на экране прибора упорно всплывала надпись «Мало крови». Отчаявшись, я позвонила в ветеринарную клинику. Там, где мы лечимся, выезд на дом стоил 4 500 рублей. Кровь на глюкозу брали вместе с другими 12-ю биохимическими показателями, стоимость процедуры составляла 4 000 рублей. Итого 8 500 рублей за «просто измерить сахар» я сочла непозволительной роскошью для семейного бюджета. Обзвон ближайших ветеринарных центров показал: выезд на дом везде стоит сейчас минимум 4 тыс. рублей, любая манипуляция идёт со 100% наценкой.
Я начала искать ближайшего к дому ветеринара-частника, который мог бы просто приехать со своим глюкометром и показать, как правильно измерять сахар в крови у животного. И вот – бинго! – нашлись сразу два ветеринарных центра, которые были готовы приехать и сделать эту простую манипуляцию всего за тысячу рублей. Ветеринарный центр , который рекламировал себя одновременно как «Городская ветеринарная служба» и ветсервис «Верный друг» сообщил, что выезд у них стоит «ноль рублей», надо будет "просто оплатить манипуляцию". Я все-таки решила уточнить причины такой странной щедрости. Сотрудник колл-центра, которая представилась Анастасией, пояснила:
«Из-за коронавируса и карантина образовалась большая живая очередь на вызов ветеринаров на дом, и другие клиники просят нас как городской центр координировать выезд врачей… Да, можно считать, что мы централизованный интернет-сервис по подбору врачей и одновременно ветеринарная клиника».
Я попросила назвать номер лицензии, но Анастасия как-то замешкалась и после паузы сказала, что врач, который приедет, непременно покажет все документы. Потом мне назвали номер заказа и пообещали визит опытного ветеринара «прямо сегодня». О чем и пришло смс-уведомление. Мне даже назвали имя врача: Кушнерёва Лариса Георгиевна.
…Ветеринар доехал до нас только к середине следующего дня. Решительная дама без белого халата сразу, не надев бахилы и не помыв руки, ринулась в квартиру. Я переспросила, действительно ли она Лариса Георгиевна Кушнерёва, есть ли у нее документы, подтверждающие статус ветврача. В ответ дама заявила, что после ее визита клиника вышлет чек и копию лицензии. Перед тем, как измерить глюкометром сахар у кошки, женщина попросила последнее назначение врача. Бросив на него беглый взгляд, она начала сыпать рекомендациями.
«Постойте, - остановила я ее. – Мы лечимся у другого доктора, он хорошо знает животное, а вы видите кошку в первый раз, как вы можете давать рекомендации? Да и не просила я об этом, нам нужно просто сахар измерить, и всё» - начала было я протестовать. Но дама без белого халата отказалась измерять у кошки сахар глюкометром без бумажки с последним осмотром врача и его назначениями. Меня она не слышала и продолжала сыпать советами. Уходя, она назвала сумму за свои услуги. Она существенно отличалась от прайса, озвученного в колл-центре "городской ветеринарной службы". Я удивилась: «Ветеринарная служба Москвы, приславшая мне Вас, оговорила другую». Но представитель «городской ветеринарной службы Москвы» настаивала на том, что она оказала неоценимую консультацию, да еще, оказывается, со скидкой! Я попросила предоставить чек, но Лариса Кушнерева поспешно скрылась. Мое обращение в ветсервис принесло неожиданную новость: у него за день изменилось название и картинка сайта. По телефону «клиники» я услышала детский плач. Пытаясь перекричать плачущего младенца, "оператор колл-центра городского ветеринарного центра" резко заявила: «Я даю вам телефон ветеринара, все чеки у него». После этого клиника сменила номер телефона…
Чек мне, разумеется, так и не предоставили. Лариса Георгиевна Кушнерёва, посетившая нас, то изъяснялась по телефону не совсем вежливо, то писала, что она на лекции, а потом и вовсе пропала.
Кто именно и от какой организации приезжал ко мне домой, осталось загадкой. Никаких следов мошенники после себя не оставили. На всякий случай оставляю номера телефонов, по которым на них можно наткнуться в интернете: 499 877 49 20, а также 499 877 53 18.
Таких историй, судя по обзору соцсетей, становится всё больше. В сообществе «Ру-кэтс» в Живом Журнале Александр описал одну из мошеннических схем, по которым работают лже-ветеринары .
Однажды Александр решил вакцинировать трех кошек. Ему не хотелось везти животных в клинику, и он решил вызвать врача на дом. «Нашел клинику в интернете, уточнил цену — обещали 2000 рублей за одну прививку, это стандартная цена по Москве. Общая цена должна была составить 6000 рублей. Приехали сразу два ветеринара. Перед процедурой осмотрели только одну кошку из трех, хотя по правилам должны были осмотреть всех: прививки можно делать только здоровым животным. Поставили вакцины и выписали счет — 14 500 рублей», - рассказывает Александр. Мужчина заплатил 14 500 рублей, решив, что врачи не виноваты: просто оператор клиники что-то напутала в прейскуранте. И вообще сложно сопротивляться, когда перед тобой сразу два "врача". Телефонный разговор оказался мало продуктивным. Александр поехал в ветклинику и обнаружил, что для выездной бригады зарегистрировано одно ИП, для печатей и документов — другое, а для книги жалоб и предложений — третье. Он написал в книге жалоб три заявления: два на мошенничество с юрлицами и выездными услугами и одно о неправильно заполненной и не зарегистрированной книге отзывов. Все записи сфотографировал. Вернуть деньги в клинике отказались. Александр написал претензию на имя руководства. Претензию приняли, но потом выкинули, не читая.
«Если вы оплачивали услуги мошенников наличными и вам не выдали подтверждающие документы, то вернуть деньги можно только через суд. Если нет желания связываться с судом, можно попытаться надавить на руководство недобросовестной клиники: поехать туда, оставить претензию в книге жалоб, сфотографировать ее и разослать во все надзорные инстанции. Для клиники это чревато проверками и финансовыми проблемами. Если клиника не идет на контакт, можно сразу обратиться в надзорную инстанцию», - пояснила «НИ» адвокат Любовь Гончарова.
Как распознать фальшивую ветеринарную клинику? Юристы дают несколько советов. «Есть несколько очевидных признаков того, что вы звоните не в ветклинику, а мошенникам. Например, оператор колл-центра упорно настаивает на вызове на дом и не может назвать адрес клиники. Объясняет это десятком причин: якобы так дешевле, в клинике ремонт, карантин, прием только по предварительной записи и так далее. Если оператор не говорит, в какую именно клинику вы позвонили, это тоже должно насторожить. Один колл-центр может обслуживать сайты сразу нескольких поддельных ветклиник с разными названиями. Если вы звоните в ветклинику, услугами которой ранее не пользовались и в которой не уверены, записывайте разговор с оператором. Если вас запугивают, заставляют быстро принять решение или дают сомнительную информацию, не стоит вызывать врача», - советует адвокат Любовь Гончарова.
Вас также должно насторожить, если на сайте ветеринарной клиники нет адреса, указан только телефон, причем мобильный, или его вовсе нет; если нет прайс-листа, либо он есть, но короткий и в формате «от 1000 Р»; если вас призывают вызывать врача на дом в любой ситуации, даже если требуется сложная хирургическая операция.
Пользователь соцсетей Екатерина описывает на одном из ветеринарных форумов и вовсе жуткую ситуацию. Однажды ночью ее кошке стало плохо, появились обильные гнойные выделения. Катя в панике набрала номер первой попавшейся ветлечебницы, описала ситуацию и услышала в трубке: «Срочно нужна операция, иначе кошка умрет».
- Я согласилась вызвать врача на дом, чтобы он осмотрел Ватрушку, - рассказывает женщина . - Тот приехал, поставил диагноз «пиометра», то есть воспаление матки, забрал животное в клинику на операцию, сказав, что стоить она будет 40 тысяч рублей. Под напором обстоятельств и захлестнувших меня переживаний я не глядя подписала договор, в котором был указан только адрес клиники. Через 2,5 часа мне позвонили и сказали, что операция прошла успешно, но ее стоимость из-за сложности выросла до 64 800 рублей. При этом на сайте не было прейскуранта и цены явно выдумывались из головы. Я переругалась с клиникой, пригрозила судом, в результате мне уменьшили сумму почти в три раза. Потом знакомый ветеринар сказал, что такую операцию даже студенты третьего курса делают, а стоит она, включая наркоз и расходные материалы, 8-10 тысяч рублей".
Схема таких «айболитов» проста. Мошенники заводят точки с «ветклиниками» на «Яндекс-картах» в разных районах Москвы. Для каждой клиники делают дешевый сайт с фальшивыми отзывами ( или вообще без них) и продвигают его в поиске. Хозяин животного заходит в поиск и ищет ближайшую к дому клинику, находит мошенников и звонит. Никакой клиники там, конечно же, нет — это просто колл-центр. Номер — один для нескольких таких сайтов. Цель работников колл-центра — убедить владельца никуда не ехать и вызвать врача на дом, потому что в клинике якобы ремонт или прием расписан на месяц вперед, или карантин. При этом всегда оказывается, что прямо в нужном районе у клиники работает свободная выездная бригада, которая "приедет к вам за пять минут и всего за 1000 рублей". Хозяин, конечно, думает, что ему повезло и соглашается. После этого выездная бригада к нему действительно приезжает, вот только неизвестно, где и чему эти врачи учились и что будут делать, если что-то с животным вдруг пойдет не так. Хорошо, если мошенники просто поставят животным вакцины и запросят тройную цену. Но иногда такие «ветеринары» умудряются убедить хозяев сделать полостную операцию прямо на кухонном столе.
«Если за обследование и процедуры просят много денег, вовсе не обязательно, что лечение будет качественным. Частные клиники «делают деньги» на психологии владельцев, которые почему-то ставят знак равенства между «дорого» и «хорошо». У частников ответственность невысока: если после каких-то манипуляций животному станет хуже, никто отвечать за это не будет, равно как и повторно обследовать и лечить за свой счет. Так что лучше заплатить по прейскуранту проверенному врачу из знакомой клиники, чем столкнуться в «айболитом», который запросит космическую сумму за сомнительную услугу», - считает председатель ассоциации «Ветбезопасность», доктор биологических наук, профессор Лилия Сургучева.
Во всех упомянутых случаях владельцы животных, можно сказать, отделались достаточно легко: испугом, потраченными деньгами и испорченными нервами. Главное – животные остались живы и не пострадали от действий лже-ветеринаров. Собственно, за какие-то серьезные манипуляции «черные ветеринары» и не берутся, поскольку в большинстве случаев не имеют достаточной квалификации. Их цель – «снять» с клиента побольше денег. Подобных случаев становится в последнее время слишком уж много. Настолько много, что ОБЭП и Роспотребнадзору впору вплотную заняться сообществом «черных ветеринаров», действующих под прикрытием карантина.