ЦБ ужесточит условия работы микрофинансовых контор

19 октября 2020, 13:37
Центробанк решил урегулировать работу компаний по выдаче микрозаймов и крупных кредитных потребительских кооперативов: отныне они будут обязаны размещать в открытом доступе информацию об итогах своей финансовой деятельности.

В ЦБ озаботились непрозрачными схемами работы микрофинансовых компаний (МФК) и кредитных потребительских кооперативов (КПК), привлекающих деньги потребителей.

По данным регулятора, сотрудники МФК и КПК будут обязаны размещать на своих официальных сайтах данные, в которых раскрывается порядок привлечения денег и выдачи займов, а также другую существенную информацию о работе кредитных организаций, которая может быть значимой для клиентов. В случаях, если ЦБ выдает МФК или КПК предписания о полном или частичном запрете на выдачу кредитов и приняние вкладов клиентов, они также будут обязаны уведомлять об этом пользователей своих сайтов.

«Кроме того, на сайтах должны быть указаны контактные данные: адрес, номер телефона, ФИО руководителей и обязательно — информация о надзорном органе, куда можно пожаловаться, если возникнут проблемы», — цитирует EADaily заявление ЦБ.

По мнению регулятора, нововведения позволят сделать работу микрофинансовых институтов более понятной и прозрачной.

Не имея важной информации, клиенты микрозаймов и подобных им контор нередко попадают в финансовую кабалу. Например, в 2017 году суд в Костроме по иску микрофинансовой организации взыскал с местной жительницы крупную сумму денег за просрочку кредита, взятого под 547,5 процента годовых. Взявшая в «микрозайме» 20 тысяч рублей на один месяц под 1,5 процента в день, костромичка не сумела вовремя погасить долг. В результате по решению суда ей пришлось выплатить кредиторам из МФО сумму, многократно превышающую сумму займа. За трехмесячное пользование заемными средствами руководители микрофинансовой организации потребовали от должницы вернуть им уже не 20, а почти 190 тысяч рублей, а также судебные расходы. В Кировской области погоня за «легкими» деньгами оказалась для клиентки МФо еще плачевнее: кредит ей оформили под 2379 процентов годовых.

В середине сентября стало известно, что в период пандемии основными клиентами микрофинансовых организаций стала молодежь. Особенно доля клиентов МФО младше 30 лет выросла в периоде с июля по август. Доля молодых заемщиков постепенно росла с лета прошлого года, но в период пандемии произошел резкий скачок. Ранее самыми частыми клиентами МФО были граждане 30-39 лет. По данным экспертов, именно молодежь оказалась меньше всех готова к наступившему кризису, не имея накоплений, а поэтому больше других нуждалась в «быстрых» деньгах. По данным экспертов, более 90% молодых граждан, которые обращаются в микрофинансовые организации, — это те, кто уже получил отказ в банке. Зачастую в МФО идут те, у кого нет кредитных историй вовсе. А поскольку в настоящее время банки кредитуют граждан крайне осторожно, микрозаймы становятся для многих неким трамплином к более крупным кредитам. К тому же МФО освоили технологию выдачи займов онлайн, что привлекло молодых людей легкостью процедуры оформления. Между тем, в условиях пандемии даже микрозаймы начали выдавать реже и меньше. К началу кризиса в среднем жители страны были должны банкам 10,9% своих доходов. Четверть заемщиков и вовсе находились «в заложниках» у банков, поскольку вынуждены были отдавать им до 80% своей зарплаты. Почти у каждого второго взрослого есть кредит в банке, либо займ в МФО. При этом каждый третий платит сразу по нескольким кредитам.

#Экономика #Новости #Банки #Анна Скудаева
Подпишитесь