Согласно информации министерства энергетики, в 2019 году на предприятиях топливно-энергетического комплекса России произошло более 17,1 тысячи аварий, в результате которых разлилась нефть. Получается, что в среднем они случались каждые полчаса. При этом «Всемирный фонд дикой природы» насчитал только около 40 сообщений о нефтеразливах за прошлый год (менее 1%).
По подсчетам «Важных историй» (основанных на данных МЧС и минприроды), нефтепродуктами в России загрязнено порядка 55 тысяч гектар. Такую территорию можно сравнить с половиной Москвы в пределах МКАД.
При этом даже официальная статистика не всегда совпадает. Так, в 2015 году министр природных ресурсов Сергей Донской сообщил, что на объектах добычи и транспортировки нефти ежегодно происходит 25 тысяч аварий, в результате которых около 1,5 млн тонн нефти поступает в окружающую среду. При этом Росприроднадзор озвучил данные ниже в 150 раз — о 10 тысячах тонн.
По оценке директора по программам российского отделения Greenpeace Ивана Блокова, ежегодно в России разливается несколько млн тонн нефти. Такие объемы можно сравнить лишь с Нигерией, где аварии зачастую связаны с вандализмом. При этом в России 90% разливов происходят из-за коррозии труб. Многие компании до сих пор эксплуатируют советские промысловые нефтепроводы, износ которых составляет 70%.
«У нас существует негласная договоренность, что нефтяные компании не вкладывают деньги в профилактику аварий, инфраструктуру, в ликвидацию последствий — и таким образом снижают себестоимость нефти. И она становится более конкурентоспособной на международном рынке», — говорит председатель «Комитета спасения Печоры» Иван Иванов, добавляя, что такая тактика выгодна государству.
Эксперты Greenpeace полагают, что проблема решается за пять лет. Но для этого необходимо, чтобы нефтяные компании тратили на замену труб 15–20% от своей чистой прибыли.
Согласно прогнозу аналитика Bank of America Карена Костаняна, доходность российских компаний превысит показатели других стран к концу 2020 года: 8,6% против 6,4% в Европе, 4% в Саудовской Аравии, 2,7% в США. При этом в России в 2018 году на каждый добытый млн тонн нефти приходилось 20 аварий, у американской компании ExxonMobil — три, у британо-нидерландской Royal Dutch Shell — две.
По данным Greenpeace, в 2018 году больше всего аварий в России произошло у «Роснефти» (4253) и «Лукойла» (1508). Общий объем их добычи превышает 50% от российского в целом. Но если за показатель взять количество разливов на один млн тонн добытой нефти, то лидером станет «Русснефть» (40 аварий на один млн тонн нефти). При этом данная компания добывает полезного ископаемого меньше всего. Затем по числу аварий к количеству добытой нефти следуют «Башнефть» (30) и «Татнефть» (22), сообщают «Важные истории».
Самый масштабный в мире разлив нефти на суше произошел в 1994 году под Усинском в республике Коми. Тогда из изношенного подземного нефтепровода вылилось порядка 200 тысяч тонн нефти. Директор по программам российского отделения Greenpeace рассказал, что спустя 21 год (Блоков был на месте аварии в 2015-м) там ничего особо не изменилось: нефть продолжала выступать на поверхность, природа не восстановилась. При этом на ликвидацию последствий было направлено около 100 млн долларов.
Председатель «Комитета спасения Печоры» также отметил, что из-за катастрофы в Коми начал гибнуть скот — в организме животных находили нефть. Также ученые сталкивались с рыбами с отклонениями в развитии. По словам заведующего лабораторией прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Бориса Ревича, у детей также были выявлены различные заболевания, в том числе гастрит. «После разлива нефти образуется фенол, и люди вынуждены, по-видимому, пить воду с повышенным содержанием фенола. Другая проблема — употребление местных продуктов питания, также загрязненных нефтью», — добавил он.
Член «Комитета спасения Печоры» Екатерина Дьячкова также отметила, что многих ликвидаторов аварии в Коми уже нет в живых, хотя это были не пожилые люди. Многие, по ее словам, умерли рано, в основном, от онкологии.
Стоит отметить, что, согласно данным Росгидромета, превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) нефтепродуктов фиксируются не только в регионах добычи, но и в таких реках, как Волга, Дон, Москва и др. В частности, прошлым летом в районе Волгоградского водохранилища ПДК была превышена в 30 раз.
В настоящее время по законодательству размер компенсации за аварию снижается на столько, сколько компания потратила на ее ликвидацию. Однако на практике такая система работает плохо. Например, при аварии в Норильске разлилось порядка 20 тысяч тонн нефтепродуктов. Росприроднадзор оценил ущерб в 148 млрд рублей, а компания-виновник (НТЭК, дочка «Норникеля») — в 21,4 млрд рублей. Итоговая сумма будет определена судом. При этом в чеках, которые свидетельствуют о затратах на ликвидацию аварии, фигурируют такие товары, как спиннинги, блесны, кружки для пива. По мнению Блокова, этот кейс доказывает, что затраты на ликвидацию последствий аварии никак не соотносятся с реальными успехами.
Помимо этого компаниям удается избегать уголовного преследования за аварии с нефтью. По словам Блокова, в России серьезные экологические нарушения часто не воспринимаются как преступления. «Особенно это относится к массовым разливам нефти из-за порывов нефтепроводов. Разливы исчисляются тысячами в год, а уголовные дела за загрязнение природы — единицами. Почему-то эти события не рассматриваются как уголовные преступления, в то время как разлив нефтепродуктов из автомашины, попавшей в аварию, рассматривается», — отметил он.
Иванов считает, что в борьбе с разливами может помочь гласность. Такой принцип уже используется в США. «У нас ничего не происходит гласно, у нас такая позиция: мы сами разберемся, а вы, народ, не суйтесь. И понятно, что если гласно, тут особо не украдешь и не обманешь», — говорит председатель «Комитета спасения Печоры».