Активисты "иноагентного" движения «Голос» , наблюдавшие за ходом выборов во время Единого дня голосования 13 сентября 2020 года, подвели и опубликовали итоги своей работы. Они отметили, что по многим показателям эти выборы были особенными: они прошли в эпоху пандемии коронавируса, сразу после общероссийского голосования по поправкам к Конституции и непосредственно перед стартом кампании по выборам депутатов Государственной думы России. В значительной степени эти выборы воспринимались как последний тест администраторов российской внутренней политики перед стартом федеральной парламентской кампании.
В своем докладе «Правовые особенности выборов 13 сентября 2020 года» активисты отмечали, что в нормативно-правовое регулирование выборов были внесены беспрецедентные изменения, сделавшие его худшим за последние 25 лет. Все ключевые предложения экспертов по смягчению барьеров для кандидатов, повышению прозрачности избирательного процесса, уровня реальной конкуренции на выборах, которые были выработаны за последние годы и хотя бы на словах поддержаны ЦИК России и администрацией президента, в этом году фактически отброшены в сторону. Процесс трансформации избирательной системы идет в прямо противоположном направлении. Последние изменения федерального законодательства в основном направлены на ограничение избирательных прав граждан и снижение возможности общественного контроля на выборах.
Особенное беспокойство вызывало, что накануне старта избирательной кампании был существенно расширен перечень оснований для лишения граждан права участвовать в выборах. В число новых оснований вошло около полусотни составов Уголовного кодекса. Это дало возможность власти устранять опасных конкурентов, осуждая их по сфабрикованным обвинениям.
Это обстоятельство уже в ближайшие месяцы может привести к росту числа сфабрикованных и возбужденных уголовных дел в отношении возможных кандидатов в депутаты Госдумы, причем этот сценарий уже начал реализовываться. Соответствующие дела возбуждены в отношении двух московских депутатов — Юлии Галяминой и Олега Шереметьева, сына бывшего губернатора Иркутской области Андрея Левченко.
В докладе «Итоги выдвижения и регистрации кандидатов на выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации 13 сентября 2020 года» отмечалось, что на выборах губернаторов окончательно сформировалась симуляционная модель электоральной конкуренции. Ее фундаментальные особенности — это ситуативный сговор крупнейших партий, вытеснение реальных конкурентов власти из электорального поля, их подмена симуляциями — «техническими» спарринг-партнерами и имитационными проектами, снижение роли парламентских партий. Избирательные права граждан были побеждены административными технологиями, а наибольшему давлению в этот раз подверглась КПРФ.
Согласно выводам доклада «Итоги выдвижения и регистрации кандидатов на выборах в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления 13 сентября 2020 года», ситуация с отказами в регистрации кандидатов не изменилась с прошлого года. Главными основаниями для отказов остаются расхождение персональных данных избирателей в подписных листах с базами МВД или ГАС «Выборы» и признание почерковедами подписей избирателей недостоверными (проставленными другим лицом). При этом зачастую подозрения в фальсификации документов возникают как раз в отношении тех, кто должен проверять подписи. Как и на протяжении многих лет, известны случаи, когда недостоверными признавались подписи избирателей, которые затем подтверждали их достоверность в суде. При этом четырем новым партиям были созданы очевидные преференции при регистрации списков.
При анализе предвыборной агитации и административной мобилизации избирателей на выборах в единый день голосования 13 сентября 2020 года в докладе было зафиксировано, что в России складываются две параллельные избирательные системы — для «своих» и для всех остальных. По сути оппоненты «административных» кандидатов вынуждены вести избирательные кампании по гораздо более жестким правилам, чем их конкуренты. Эти различия проявляются во всем: в освещении деятельности кандидатов в СМИ, в содействии или воспрепятствовании в ведении ими агитации, в решениях судов и избиркомов и даже в необходимости следовать эпидемиологическим ограничениям в «эпоху коронавируса».
«Борьба с эпидемией» в реальности превратилась в инструмент по ограничению избирательных прав граждан. Под ее предлогом ограничивались возможности для ведения предвыборной агитации (прежде всего, агитации оппозиционных партий и кандидатов), на кандидатов и штабы оказывалось давление со стороны правоохранительных органов. Эпидемиологическая ситуация стала поводом для введения «новых», максимально затрудняющих контроль со стороны общества, форм голосования. В дни голосования председатели комиссий прикрывались эпидемиологической ситуацией, чтобы ограничить права общественных контролеров.
Активисты «Голоса» сделали несколько ключевых выводов по итогам своей работы: