Елена Иванова, Наталья Сейбиль
Биткойны и блокчейны давно перестали быть экзотикой в нашей стране. Россия занимает третье место в мире по продажам криптовалюты. Но это не означает, что наша страна стала биткойновым раем. Долгое время операции с криптой находились в серой зоне и не регулировались государством. Это легко объяснимо, поскольку годовой оборот был невелик. Но в 2019 году общая капитализация цифровых денег достигла 195 миллиардов долларов, увеличившись только за один этот год на 50%. В пять раз увеличился объём торгов по крипте. Фейсбук объявил о создании собственной криптовалюты Libra. Биткойн в прошлом году подорожал больше чем в 2 раза, а в текущем его стоимость удвоилась уже в августе, достигнув 12 тысяч долларов за одну цифровую монету. Такие темпы роста заставляют крупных игроков выходить на рынок криптовалют. Теперь Goldman Sachs открыл отделение криптовалюты, а некоторые банки решили создать свои. JP Morgan работает над созданием своей монеты JPM Coin. Этим же занялся Сбербанк. Когда на рынок приходят мейджоры, неизбежно вслед за ними идёт государство.
Криптовалюты и регулирование
Постепенно криптовалюта из игрушки для фриков превратилась в инструмент для спекуляций на бирже. Сейчас наступает новый этап – крипта становится платёжным инструментом. Понятно, что путь это не близкий, но это понимают все, иначе зачем бы властям этим заниматься. Разные государства пошли привычными для себя дорогами – от «делайте, что хотите, только не нарушайте закон», как в Америке, до «держи их всех», как это происходит в России или Китае.
- Регуляторы на криптовалюты смотрели именно так: ну, спекулятивный актив, ну, да, но как все спекулятивные активы, так же будем их регулировать и надзирать. Кто-то очень жёстко, как китайцы. Американцы пошли по более свободному пути. Если хотите, пожалуйста, только регистрируйтесь. А дальше – увидим нарушения – накажем. И действительно, пару раз они агрессивно наехали на ряд операторов с огромными штрафами, посадками, и так далее, - говорит руководитель направления финансы и экономика Института современного развития Никита Масленников.
После относительно тихого этапа раскрутки для криптовалюты начались процессы, напоминающие эру «доткома» - бума интернет-компаний конца 20-го – начала 21-го века. Появились компании, которые начали эмитировать биткойны, выпуская токены. По сути своей, токен – это право на будущие преференции через участие в капитале с последующей выплатой дивидендов. Есть классические примеры, так, можно стать совладельцем общего актива. Например, в Подмосковье, если приобрести токены для биткойнов или эфира, можно стать совладельцем племенного стада, получив право на фиксированное получение нескольких десятков килограммов говядины. Однако положительных примеров не так много. Международная статистика показывает, что 9 из 10 выпусков токенов заканчиваются ничем. Либо компании прогорают, и тогда в убытке остаются все, кто раскупил эмиссию, либо это были изначально мошеннические схемы.
Лоббисты криптоэкономики считают, что будущее всё равно за цифровыми деньгами. Особенно это стало заметно во время пандемии, когда граждане предпочитали расплачиваться любыми другими деньгами, только не наличными.
- На Западе идёт процесс нормального регулирования, когда денежные власти не только западных, но и восточных стран, понимают, что появился новый вид денег, альтернативы которому нет. Это можно запрещать, не запрещать, но эти рынки развиваются, технологии совершенствуются, и наиболее умные власти занимаются регулированием, а не запретами, - говорит президент ассоциации криптоэкономики, блокчейн и искусственного интеллекта Юрий Припачкин.
Центробанк
В июле этого года российская государственная рука, наконец, дотянулась до крипты. 1 января 2021 года вступает в силу запрет на использование криптовалюты для оплаты товаров и услуг. Регулятор финансового рынка страны ЦБ подготовил указание, что неквалифицированные инвесторы могут распоряжаться криптовалютой на сумму, не превышающую 600 тысяч рублей. На биткойны и эфиры можно будет участвовать в капитале непубличных компаний или покупать криптовалюту, обеспеченную активами. Это вызвало много вопросов в сообществе. Курс биткойнов растет, из 600 тысяч могут легко получиться 1 миллион 200 тысяч, даже если ничего с ними не делать. И что тогда? Или на разных биржах могут быть разные курсы, и тогда по какому курсу нужно считать?
В Государственной Думе считают, что криптовалюту контролировать в принципе невозможно. Именно поэтому она используется для отмывания денег и других нелегальных транзакций, считает Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
«А надо ли нам легализовывать такую форму обмена фиатных валют на криптовалюты, если они в основном используются для сомнительных операций? В основном, не всегда, конечно. По моему предположению, в подавляющем большинстве они используются для финансирования чего-то нелегального», — не скрывает своего мнения Аксаков.
Компании, занимающиеся биткойнами и блокчейнами, считают, что их враг в России – это Центробанк. Юрий Припачкин возмущен:
- Наш ЦБ, к сожалению, занял позицию силового вредительства, вместо того чтобы заниматься регулированием. Он не понимает процессы в силу своей некомпетентности, в силу сознательной позиции, потому что они пытаются свести всё это только к вопросу, что криптовалюта используется якобы только для отмывания денег. Это абсолютная неправда. Это абсолютный миф, он ничем не подтверждается. Более того, криптовалюта в силу своей природы публична и прозрачна. Это совершенно чётко показывают все денежные потоки. Может быть, наш Центральный Банк не заинтересован в легализации всех денежных потоков, которые будут видны при переводе на блокчейн?
Припачкин считает, что регулирование сознательно саботируется, и это позиция Центробанка и его главы Эльвиры Набиуллиной, которая активно мешает всем процессам, а не помогает им.
Центробанк ставит палки в колеса криптовалюте? Да неправда это, чистое вранье, восклицает экономист Масленников:
- Вы навязываете мне криптовалюту. Потрудитесь объяснить риски. Какие здесь есть риски? Что значит – Россия станет в числе передовых? По поводу чего? По поводу майнинга? Эмиссии? Извините, майнинг - это кража у экономики электроэнергии. И больше ничего. Ну, будет это обмениваться. Каким образом? Кто это будет контролировать? Центральный Банк против!
Криптовалюта и цифровой рубль
Главные риски криптовалюты - не технологического свойства. Более существенными становятся вопросы, кто за неё отвечает, и чем она подкреплена. Криптовалюта означает для Центрального Банка появление альтернативных эмиссионных центров, которые не управляются государством, говорит президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Крипта основывается на совершенно иных принципах, где, как в блокчейне, нет доминирующего организатора:
- У нас страна отличается большим предпочтением монопольного государственного воздействия на денежно-кредитную сферу. И в этом есть логика. Наличие криптовалюты вырывает это воздействие из рук государства в значительной степени. Так что восторга ЦБ испытывать не может. Официальные фиатные деньги обеспечены либо авторитетом государства, либо эмиссионной машиной. Очевидно, что за ними стоит государство. Оно и отвечает за деньги.
- Рубль обесценился – вопросы к кому? К государству. Доллар скакнул наверх – вопросы к президенту Трампу. Или наоборот – он упал, и очевидно, будут вопросы к возможному президенту Байдену. А вот биткойн колеблется туда-сюда, тут к кому вопросы? Крипта не обеспечена ничем, кроме доверия игроков, которые играют в эту криптовалютную игру, - поясняет Никита Масленников.
Это ещё один финансовый инструмент, считают экономисты, в котором полной мере присутствуют классические рыночные риски. Везде, где используется выпуск денег через токены, есть риски. Доверяете ли вы тем, с кем хотите делать этот бизнес? Как хорошо просчитан проект, который вы захотели делать? Провели ли вы проверку всех участников? Даже если откинуть вероятность участия мошенников, бизнес просто может не «полететь», и тогда риски соединяются как парад планет.
Центробанк, цифровой рубль и цифровая революция
Центробанк заинтересован в создании национальной цифровой валюты, о чём он и предложил подискутировать профессиональному сообществу. Чем цифровой рубль не должен стать, так это разновидностью безналичного платёжного оборота, находящегося под полным государственным контролем. Кроме того, есть риски, и эти риски серьёзные. Китай занимается цифровым юанем уже три года, пока больших подвижек нет. Криптовалютное сообщество с большим недоверием относится к этой инициативе:
- В Германии биткойн признан официальным платёжным средством. В Германии, в Чехии и других странах эти платежи используются. Они абсолютно прозрачные, они быстры, и в этом плане система быстрых платежей, которую Центробанк пытается внедрить, она просто будет никому не нужна при появлении платёжного средства криптовалюты. И даже сейчас Центробанк объявил, что они будут делать цифровую руку, это значит, что пойдут в ход его устарелые разработки, на которые очень много денег потрачено, а толку нуль. Она просто умрёт.
Если рассуждать в этой логике, то, по мнению противников цифрового рубля, его можно сравнить с Глонассом или системой МИР. Есть такой риск, говорит Гарегин Тосунян, но ЦБ умнее Глонасса, и он не будет навязывать, а будет показывать преимущества.
- Правда, вы назвали систему МИР, здесь избыточная монополизация сегмента. Этот риск присутствует, но я надеюсь, что жизнь подскажет, что в любой системе такая монополизация со стороны государства избыточна, банки никак не могут относиться с восторгом к такому навязыванию.
Но дело не только в пристраивании устаревших софтов. Похоже, что монетарные власти начали работу над выстраиванием новой архитектуры финансовой системы. Сейчас Центробанк выпускает деньги, а банковская система распределяет их по рынку. Все остальные финансовые посредники получают куски эмиссии от банков.
- Смысл официальной цифровой валюты в том, что ЦБ становится распределителем для всех субъектов финансового рынка. Не банки, не только банки, а все субъекты, которые представлены на рынке, могут обратиться к Центробанку, потому что это электронный кошелек. Это другая степень контроля, другая централизация финансовых потоков, но с этим ЦБ худо-бедно справляется, но возникает другая конфигурация финансовых рынков. Что, это российская проблема? Отнюдь.
Главный противник цифровой валюты – это не Центробанк, а банки, говорит Никита Масленников, потому что через 10 лет банки будут просто не нужны. Ещё Билл Гейтс говорил, что банковское дело – важное, а банки – нет. Финансовые услуги останутся, но их конкретное институциональное отражение изменится. Цифровая валюта – это путь к финансовой революции.
Если ввести цифровой рубль, то, с учётом современных технологий все расчёты можно осуществлять через Центральный Банк, соглашается Гарегин Тосунян. Тогда через коммерческие банки проведение расчётов вообще перестают быть нужными.
- Но банки нужны не только для расчётов – в этом можно найти альтернативные решения. Банки нужны для того, чтобы аккумулировать свободные средства и потом размещать их. Они нужны для индивидуальной работы с каждым из участников рынка. Центральный банк не будет кредитовать и обслуживать каждого участника рынка. И депозиты принимать у каждого участника рынка не будет, иначе это превратится в Госбанк СССР, эффективность которого мы уже имели возможность в своё время оценить.
Цифровой рубль и криптовалюты
Тем не менее, если не считать всех мошенниками и потенциальными преступниками, вполне возможно предположить параллельное существование как криптовалюты, так и цифрового рубля в финансовой системе страны. Здесь не может быть противопоставления или - или. У них разные задачи. Криптовалюта не претендует на замещение национальной валюты. Жёсткий запрет или ограничения могут привести к ситуации, которая уже была в СССР на излёте его существования, когда подпольный рынок долларов и дойче марк расцвёл, несмотря на угрозу посадки в тюрьму.
Криптовалюта – это ещё и технологии. Юрий Припачкин говорит: - ещё раз подчеркну, что речь идёт о проблемах нормативного регулирования, для того чтобы не потерять свои же проекты. Ведь может получиться как всегда, что проекты будут сделаны и уйдут на Запад, и там будут развиваться – как всегда. Тот же Телеграм. Это все из той же серии. Ситуация схожая, как это у нас уже было с той же генетикой, электроникой... Это всё из этой же серии. В нашей стране много таких примеров, когда наши же разработки и технологии потеряны или ушли на Запад, и мы потеряли своё место в новом экономическом укладе.
Центробанк как регулятор действует очень осторожно, говорят участники рынка. Но создание цифрового рубля не означает автоматическую смерть криптовалюты в нашей стране. У них разная философия. Цифровой рубль ведёт к монополизации Центробанком расчётных операций. Криптовалюта направлена на диверсификацию в финансовой сфере. Разумный компромисс возможен и желателен. Если его только захотеть.