Московскому муниципальному депутату Якову Якубовичу удалось прокатиться в суперсовременном, гиперреновационном ͟плацкартном вагоне нового поколения, образец которого выставлен на Павелецком вокзале Москвы. Такие вагоны, производства Тверского вагоностроительного завода, включены в состав поезда «Волгоград – Москва». Депутат делится впечатлениями в своем блоге:
«Я не знаю, что двигало заказчиком, проектировщиком и дизайнером, но я уверен, что не ошибусь, никто из них либо никогда не ездил в плацкарте, либо обладает плохой памятью или наблюдательностью.
Если кто-то из вас вспомнит, когда последний раз ездил в плацкартном вагоне, вы наверняка ощутите мысленно непередаваемую атмосферу с запахами огурцов, яиц, хлеба и куры. Конечно, езда в плацкарте доставляла и тогда мало приятного. Но теперь даже тех мааааленьких удобств и возможностей, которые были ранее, мы лишены.
Во-первых, исчез "задний тамбур". Там, где раньше можно было курить, общаться, когда наступала ночь и просыпалась молодёжь. Также в тамбуре можно было переодеться или поговорить по телефону, чтобы не мешать другим пассажирам. Все эти функции, очевидно, утрачены.
Во-вторых, исчезло проветриваемое пространство между вагонами, в котором можно было переодеться или если уж очень хотелось, то покурить или дать пописать ребёнку, который не может терпеть, стоя в очереди в туалет. Хорошо это или плохо - решайте сами.
В-третьих, появилось удобство цивилизации... Душ. Да, да. Душ, причём совмещённый с одним из туалетов (их по-прежнему два) на 54 пассажира. Немудрено представить, что творилось на подъезде к конечной станции. Хотя на самом деле, ничего необычного, скорее всего до людей доходило, что, если они воспользуются душем, будут прокляты. Поэтому очередь в туалет была, конечно, больше обычного (теперь ведь нет тамбура и переодеться негде). Но не смертельная, потому что, скорее всего, душем никто не пользовался.
В-четвертых, теперь весь вагон утыкан камерами видеонаблюдения, что делает невозможным найти "личное" пространство в вагоне, которое не просматривалось бы камерами, кроме своего собственного места. Если вам, например, захочется выпить водки с соседом или просто банку пива на ночь - не получится. Придёт проводник/начальник поезда и пресечёт вопиющее нарушение правил проезда в поездах дальнего следования.
Итог. Инновации такие инновации:
1) Очереди в туалет выросли за счёт увеличения времени на переодевание и (теоретически) на приём душа (которым по факту никто не пользуется, скорее всего).
2) Пассажиры лишились "личного пространства" в вагоне, кроме туалета и собственного места, где кроме них еще 6 человек из-за натыканных везде камер и ликвидации тамбуров.
3) Курить можно только на станции и только при стоянке более 10 минут, и то нельзя. На платформах отсутствуют урны и все окурки летят на пути.
4) Алкоголь употреблять нельзя ни по правилам, ни физически из-за тех же камер видеонаблюдения и "злых проводников".
5) Душ из-за его совмещённости с одним из туалетов не функционален ввиду того, что пользоваться им можно только "не в час пик". Таким образом, он нужен только для дальних направлений, длительностью более 2-3 суток. На расстояния, преодоление которых занимает менее суток эта инновация бессмысленна.
Резюме:
Далеки инновации от народа, как и народ от инноваций. Поэтому никакой диффузии инноваций ожидать не приходится...»
***
В комментариях к этому посту читатели во многом не соглашались с авторской позицией:
- Вообще-то почти все, что вы описали, не должно существовать. Нельзя курить в поезде. Те, кто не курят, не должны страдать от твоей привычки. Возможно, имеет смысл сделать отдельную курительную комнату, но по правилам в общественном транспорте курить нельзя.
Ничего хорошего нет в этом громыхающем тамбуре, куда «детей водят пописать». Самой темы «пописать вне туалета» не должно быть.
Пить водку - тоже нифига не замечательное занятие в транспорте, где едут женщины и дети. Хочешь культурно выпить - налей в кружечку из бутылки в пакетике, но чтобы никто не видел, что это выпивка. И камера тебе не помеха.
Единственное, с чем соглашусь - что туалетов должно быть столько, чтобы всем хватать. И душ должен быть не в замену, а в плюс к туалетам.
Я предпочитаю ездить на таких новых поездах, а не в древних громыхающих и пропахших сортиром.
- Плацкарт - это дешёвый вид транспорта, эконом-класс, в котором очень скученно едет полсотни соответствующих пассажиров. От него требуется быть дешёвым (то есть не ломаться и легко обслуживаться), безопасным и гигиеничным. Вентиляция, туалеты, легко моющиеся материалы, место для багажа - вот что нужно.
- Я года четыре назад по срочной необходимости в Тамбов ездила первый раз в жизни на верхней боковой полке в конце вагона. Думала - умру от недостатка кислорода на этом поганом месте. Слов нет!
- Написать про плацкарт без упоминания носков в проходе - это нужно обладать особой деликатностью.
- Для меня две основные проблемы в плацкарте были -- духота и длина полок. Причём не только боковых: в какой-то момент какие-то чудики повадились делать верхние кронштейны для верхних полок, которые укорачивали полку сантиметров на 20. Ну и плюс незабываемая «гадюка, злая ты гадюка», которая лилась и всех динамиков. Но радио, вроде, бы, году к 2010-му перестали гонять, так что эта проблема снята.