Posted 14 октября 2020,, 11:09

Published 14 октября 2020,, 11:09

Modified 7 марта, 14:42

Updated 7 марта, 14:42

В XXI веке реальность стала реальнее

14 октября 2020, 11:09
Яков Кротов
Повсеместное распространение интернета оказалось сродни коперниканскому перевороту – теперь каждый отдельный человек уже не может считать себя центром мира, поскольку другие оказываются равными ему.

Прогрессивного в первые два десятилетия века оказался резкий рост персональной информации. Дело не в том, что правительства стали собирать данные о гражданах. Это всегда было. Дело в другом. До 2000 года, даже до 2010 другие люди всегда были информационно мифологизированными величинами.

Родители были для детей - в том числе, для выросших - загадочными существами. Родители это особый мир, особая культура. Информации очень мало, если человек интересовался прошлым семьи, он превращался в исследователя.

Теперь родители это просто люди, о которых информации слишком много. Не только интимная информация, интимность сама по себе не так уж интересна, просто одним табу меньше. Это живая информация, активная. Как если бы дагерротип 1840 года ожил и заговорил, и говорил бы, и говорил бы... Не отбирая, о чём сказать, что заслуживает вечности, а просто говорил бы. Тут уже невозможна позиция экскурсанта. Предок ввалился в твою жизнь и уходить не собирается. Мир превращается в хронотопнуюю коммуналку.

Интернет оказался своего рода машиной времени, которую ведь прежде всего использовали бы для шпионажа. Только интернет просто расширяет кругозор, он не даёт быть ни вуайеристом, ни эксгибиционистом, он просто расширяет вовлечённость.

Вовлечённость неудобна. Это более, чем коперниканский переворот. Не просто ты не центр мира, но другие оказываются равными тебе. Иногда более живыми, чем ты. Почти всегда - даже всегда - недоступными для твоего понимания. Это очень неуютно. Ты, конечно, сам приподымаешься - в сравнении с твоими крепостными предками - но и другие приподымаются, и в итоге ты уже не можешь с лёгкостью мифологизировать мир. Раньше было просто: уехал человек в Америку - как умер. Пара писем в год, и кто знает, сколько в тех письмах правды. Теперь уехал, но ты знаешь о нём, возможно, больше, чем когда он жил бок о бок с тобою, и правды ты знаешь больше, и он, в довершение проблем, знает о тебе не из третьих рук.

Мир заговорил. Люди заговорили. Оказалось и приятно, и неуютно. Ты на равных с другими - в информационном, коммуникационном отношении. Этому можно сопротивляться - так ведь и алкоголиком, и наркоманом можно стать, эскапизма вообще вёдрами носи, но это же недостойное мыслящего тростника бегство от реальности. Оказывается, все предыдущие тысячелетия были как раз бегством, "гибридной реальностью", а теперь виртуальные средства общения сделали реальность более реальной, демифологизировали её. Мир словно стал разноцветным, выпуклым: на месте одного центра появилось множества, которые вполне равноправны и не собираются быть тенями далёких предков.

Взрыв интернета это удивительный рывок, но используется он мало и обычно не по назначению. Люди прежде всего напуганы и используют образовавшееся информационное и коммуникационное пространство абсолютно не по назначению. Как дети. Иногда и для прямо противоположных целей - антикоммуникационных, антиинформационных. Как книгопечатание прежде всего использовали для печатания книг, которые уже относились к уходящей эпохе.

Оригинал здесь

"