Posted 9 октября 2020, 10:48
Published 9 октября 2020, 10:48
Modified 7 марта, 14:19
Updated 7 марта, 14:19
Начав терпеть поражения на поле боя, Ереван, похоже, старается отыграться в информационных сражениях. Одной из главных тем, вбрасываемых им в медийное пространство, стало обвинение Азербайджана в международном терроризме. Именно этой картой Армения, судя по всему, старается крыть при дефиците иных возможностей и ресурсов.
Оно и понятно, тема терроризма всегда актуальна, всегда проходит на ура, особенно в западных средствах массовой информации. Там общество очень боится всего связанного с терактами, боевиками, исламистами, на своей шкуре испытав в последние годы, что такое радикализм и экстремизм. И потому любой конфликт, особенно на Востоке рассматривается через призму возможного распространения терроризма. Россия, страна, пережившая на рубеже веков террористические атаки, взрывы жилых домов, исламский радикализм на Северном Кавказе, также болезненно относится к любым намекам на экспорт экстремизма, на попадание боевиков даже не на свою территорию, а по соседству.
Так что Ереван избрал весьма выигрышную тему, играя на страхах и опасениях великих держав и мирового сообщества в целом. Но по адресу ли обвинения?
Как известно, многовековая история азербайджанского народа никогда не была связана с террористической деятельностью. Азербайджанцы мирный народ, не склонный к насилию, и, тем более, к терроризму. Сколько не листай архивы, вы не найдете и следов об азербайджанском терроризме.
Также азербайджанцам не был свойственен и религиозный фанатизм. На их территории всегда мирно уживались разнообразные конфессии – шииты и сунниты, христиане и езиды, в Баку даже до советского времени функционировал храм огнепоклонников.
Азербайджан 30% своего вооружения покупает в Израиле, государстве, которое едва ли не больше остальных пострадало от терроризма и ведет с ним непримиримую борьбу. Власти этой страны, конечно, никогда не стали бы закрывать глаза на попадание в Азербайджан исламских боевиков, и передачу им оружия.
Иными словами, нет питательной почвы для терроризма в Азербайджане, от слова «совсем». Своих национальных, политических и иных целей население республики привыкло добиваться иными способами.
При этом, как гласит русская пословица, на воре и шапка горит, а другая добавляет, что «лови вора» громче всех кричит сам вор. Из истории известно, что армянский национализм с давних пор был тесно связан с терроризмом. От армянского терроризма Российская и Османская империи страдали еще с конца XIX века. Затем этот пожар перекинулся и на другие страны.
Вот только некоторые факты. Все основные партии армян до Первой мировой войны – «Арменакан», «Гнчак» и «Дашнакцутюн» чуть ли не признавали терроризм законным средством борьбы. Как следствие, по Турции прокатилась череда терактов, самым громким из которых стал захват Оттоманского банка в Стамбуле в 1896 году. Жестокость армянских террористов потрясла Европу, и их выслали из Франции, где они попытались найти себе убежище.
В 1905 году они совершили покушение на султана Абдул-Хамида. Террористы ликвидировали турок на территории России, как, например, в 1899 году в Крыму Гульгульян застрелил Хасана Милия-оглу, объяснив это местью за родственников. Императорская Россия оказывала покровительство Армении, однако те оплатили ей многочисленными терактами.
Среди российских чиновников, убитых дашнаками, достаточно назвать вице-губернатора Елизаветпольской губернии Андреева, начальника Сурмалинского уезда Богуславского, коменданта пограничного гарнизона в Олту. Террористы так увлеклись экспроприациями, что даже убивали этнических армян, как, например, ликвидировали купца Шахназарова, который отказывался платить им дань.
Традиции сведения счетов с турками на чужой территории армянские террористы продолжили и после революции. Дашнаки в 1921 году в Берлине убили Талаат-пашу, а в 1922-м - Джемала Азми. В 1921 в Риме был убит Саид Халим-паша. В 1922 в Тифлисе они застрелили Джемаль-пашу.
Террор в те годы перекинулся и на азербайджанцев. Дашнаки убили в 1920 году в Тифлисе Фатали Хан Хойского, в 1921-м, в Стамбуле, Бехбуда хан Джаваншира.
Кровавая террористическая эпопея дашнаков и прочих террористических группировок, таких как «Армянская секретная армия освобождения Армении» (АSАLА), «Армянская тайная армия освобождения» (ASOA), а также множества других растянулась на целое столетие. В 70-80-е годы погибло много турецких дипломатов, в том числе, послы во Франции, Ватикане, Австрии. Армяне-радикалы совершали теракты по всей Европе, США, Турции, Ближнему Востоку, нападали на аэропорты, брали заложников.
Особенную активность террористы проявляли на территории Франции, которая отличалась снисходительностью к ним из-за влияния в стране армянского лобби. Но чаша терпения переполнилась в 1983 году, когда террорист Карапетян взорвал аэропорт Орли, убив большое количество пассажиров. Его приговорили к пожизненному заключению, но спустя семнадцать лет он был помилован, поехал в Армению, где его встречали с восторгом. Не хотелось бы, чтобы президент Франции Э. Макрон, который, судя по всему, тоже может находиться под прессингом армянской диаспоры, забыл эти уроки.
Выходцы из Армении оказались единственными в Советском Союзе, кто прибег к террористической деятельности. Ереванские террористы во главе со Степаном Затикяном в январе 1977 года взорвали бомбы в московском метро и в центре Москвы, убив семерых человек, и несколько десятков ранив.
Едва началась перестройка, как армянский терроризм вспыхнул с новой силой. В апреле 1991 года в центре Ростова-на-Дону был убит полковник Владимир Блахотин. Киллеров, приговоренных к большим срокам, вскоре передали в Ереван, где их встретили как национальных героев. А их сообщницу так и не выдали из Армении – прямо в ереванском аэропорту ее отбили вооруженные боевики.
Привычка решать вопросы крайними средствами - убийствами - так вошла в плоть и кровь в Армении, что к ним широко прибегали даже во время споров «между своими». Так, в 1999 году в Ереване террористы группы Унаняна ворвались в парламент и застрелили премьера Вазгена Саркисяна, спикера Карена Демирчяна и ряд других депутатов.
В первую Карабахскую войну на территорию Нагорного Карабаха приехало немало международных террористов, в том числе с Ближнего Востока, достаточно вспомнить Монте Мелконяна. Память этого террориста сегодня чтится по всей Армении.
Похоже, что сегодня история повторяется, опять со всего света террористы съезжаются в Карабах, а для их прикрытия, по сути, запускается шумиха о других террористах, только мнимых.
Нажим официального Еревана на российские власти по теме международного терроризма просто поражает своей настойчивостью и бесцеремонностью. Видимо, дела на фронте идут совсем неважно, и в Армении, судя по всему, уже готовы хвататься за эту тему с настойчивостью утопающего, хватающегося за соломинку.
Однако из Кремля не поступает обнадеживающих сигналов. Из уст представителей российских властей звучат лишь дежурные заявления. Так что расчет на вмешательство Москвы себя не оправдал.