Posted 9 октября 2020, 12:49
Published 9 октября 2020, 12:49
Modified 7 марта, 14:19
Updated 7 марта, 14:19
Дарья Вознесенская
Среди причин замедления потребления нефти ОПЕК называет политику в отношении изменений климата, транспортный кризис, а также небольшой прирост населения. Восстановление спроса на нефть произойдет за счет развивающихся стран, считают в организации. К 2045 году крупнейшим экспортером нефти может стать Индия.
Что касается России, то, по оценкам ОПЕК, в 2020 году спрос упадет до 3,2 млн баррелей в сутки, а затем начнет постепенно расти, достигнув к 2024 году 3,7 млн баррелей в сутки.
Экономический аналитик, специалист по нефтегазовому рынку Михаил Крутихин уверен, что прогноз ОПЕК чересчур оптимистичный. По его мнению, сокращение нефти наступит раньше и более интенсивно, чем предсказывает организация.
«Все прогнозы ОПЕК, как показывает история с этой организацией, неверны и обычно делаются в пользу стран-производителей нефти. Поэтому можно быть уверенным в том, что этот прогноз, как и все предыдущие, завышен в ожиданиях спроса на нефть», — отметил он.
Сомнения у Крутихина вызывает и версия о том, что спрос будет увеличиваться за счет развивающихся стран. Он считает, что спрос вырастет не так быстро, как предполагает ОПЕК. «Мы видим, что переход, например, на электродвижущиеся средства идет очень активно как раз в странах, где очень большой рынок на двигатели внутреннего сгорания — это Китай и Индия. Еще и не учитывается, что переход будет осуществляться не только за счет автомобилей типа Tesla, но и это перехода на очень маленькие средства передвижения — так называемые тук-туки, велосипеды, мопеды, скутеры и так далее. Там уже отказываются от бензина и переходят на примитивные батареи», — пояснил Крутихин.
В России, по мнению эксперта, спрос на нефть останется прежним, так как страна находится в экономической стагнации. «Экономика у нас не растет, на электромобили мы не переходим. А нефтехимия как у нас была не развита, так и останется в среднесрочной перспективе 10-15 лет», — считает Крутихин.
При этом основатель и директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов полагает, что в России все-таки будет некоторое увеличение потребления нефти, в том числе и за счет активного развития нефтехимии. Также он напомнил, что Россия еще не достигла «потолка» в сфере автомобилизации страны, при том что развитие электромобилей и газомоторного топлива идет довольно слабо.
«За внутренний российский рынок я не сильно беспокоюсь. Наша главная угроза — это все-таки проблема экспорта сырой нефти. Это связано с тем, что производство нефти растет достаточно чувствительно для нас. В этом плане конкуренция на мировом рынке очевидна. Для нас это является серьезной проблемой», — говорит Симонов.
Однако в вопросе оценки прогноза ОПЕК он солидарен с коллегой. «Надо понимать, что все прогнозы в области энергетики в последние лет 10 не сбываются. Что ОПЕК, что Международное энергетическое агентство… Они все время попадают пальцем в небо, пытаются уловить текущий тренд. Кроме того, прогнозировать на ближайшие пять лет — довольно глупое занятие. ОПЕК надо научиться хотя бы на месяц вперед прогнозировать», — подчеркнул Симонов.
Эксперт полагает, что еще не пройден пик мирового потребления нефти. Просто поменялись центры потребления сырья — сейчас они переместились в сторону юго-восточной Азии. По мнению Симонова, Китай и Индия будут наращивать потребление нефти, и с 2022 году за счет этого роста будет виден небольшой прирост. Но эксперт не согласен с тем, что мировое потребление нефти вырастет на 9% к 2040 году, как прогнозирует ОПЕК. Он считает, что эта цифра слишком завышена.
«Я про конец эпохи нефти слышу 20 лет. Но, тем не менее, чтобы хотя бы два года подряд сокращалось потребление нефти — такого не было за последние 30 лет. Поэтому хоронить нефть точно рано», — добавил основатель и директор Фонда национальной энергетической безопасности.
Но в то же время, Симонов признает, что «зеленый» тренд достаточно очевиден. В целом он согласен с тем, что развитые страны будут снижать потребление нефти. «Но я не готов соглашаться с цифрами. Потому что все прогнозы ОПЕК попадают в молоко», — отметил он.
«Тем не менее, тренд понятен. Европа, США, особенно в сегменте топлива, будут потребление нефти сокращать. Но при этом Китай, Индия, другие страны Азии будут потребление нефти, в том числе и в виде топлива, наращивать. В этом плане баланс сейчас, конечно, ковидом смешен, потому что не восстановилась ни авиация, ни транспорт. Восстановление, наверно, будет тяжелым и длительным. Скорее всего, с точки зрения сформированного навеса предложения, еще года полтора-два уйдет, чтобы этот навес убрать. Опять же мы не знаем глубины второй волны, будут ли жесткие ограничения», — говорит Симонов.
Член Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты РФ, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев также заострил внимание на пандемии. Ужесточение карантинных мер, по его словам, скажется на снижении потребления нефти моментально, так как сократятся как авиа-, так и автомобильные перевозки между странами. Кроме того, пострадает промышленное производство, где никаких удаленок быть не может. Поэтому либо придется снижать объемы производства, либо рисковать — тогда увеличится количество заболевших. Какой вариант будет принят — сказать очень сложно.
«Идет вторая волна коронавируса. В России ее появление связано с тем, что были ослаблены карантинные меры на фоне выработки вакцины. Но в самом уязвимом положении сейчас находится США, а это самая мощная экономика в мире. Соответственно, там небольшой спад промышленного производства неизбежен. Сколько баррелей нефти не будет востребовано в данной ситуации, сказать не может никто. Поэтому прогноз относительно миллиона баррелей в сутки, высосан из пальца и взят с потолка. То, что снижение будет — это совершенно однозначно, но какие-то цифры невозможно посчитать. Так что это чистая спекуляция», — считает эксперт.
Прогноз насчет развивающихся стран тоже высосан из пальца, полагает Танкаев. «По-настоящему объяснить процессы, которые происходят сейчас, не может никто, потому что они нелогичны», — отметил он.
«Все, что касается ОПЕК и ОПЕК+, в том числе России, Саудовской Аравии и других участников соглашения, диктуется сейчас совсем другими побудительными мотивами. Если в первой половине года главным было то, что нужно было сбалансировать спрос и предложение, то сейчас идет война за доли рынка. В течение конца лета и начала осени был период, когда потребление стало расти, соответственно доли нефтяного рынка, которые захватывали участники соглашения ОПЕК+, менялись в зависимости от того, увеличивали они добычу или не увеличивали, как менялись поставки и т. д. Главным побудительным мотивом стало не сбалансирование спроса и предложения, а борьба за доли рынка. Сейчас эта борьба снесла все другие соображения участников соглашения ОПЕК+. Поэтому рассчитывать, что они будут предпринимать разумные шаги, нельзя», — пояснил Танкаев.
Он считает, что Россия не могла полностью проявить свой потенциал, который дал коронавирусный кризис, из-за «уничтожения нефтегазовой отрасли» экономическим блоком правительства страны. При этом Россия все-таки не только сохранила долю на нефтяном рынке, но и увеличила ее.
Независимый эксперт нефтегазового рынка Вячеслав Мищенко также напомнил о «зеленой» хартии, которую в конце прошлого года принял Евросоюз. Там, по его словам, четко прописаны стратегии — к 2050 году страны ЕС станут климатически нейтральным регионом. То есть, не будут воздействовать на климат за счет того, что у них обнулятся выбросы, в том числе транспортные.
«Сейчас мы живем в эпоху энергоперехода, когда природный газ является топливом переходного периода. Россия является одним из ключевых участников этого процесса, поскольку поставляет природный газ, в том числе в страны Евросоюза. Но учитывая эту „зеленую“ повестку Евросоюза, роль газа будет поэтапно уменьшаться. В связи с этим встает вопрос, куда девать это топливо. Если мы не перестроимся и не сделаем какие-то шаги, допустим, будем развивать энергетику на альтернативных топливах, то в принципе единственный выход из всего этого — развитие торговых отношений с теми странами, где будет повышаться спрос. А это как раз развивающиеся страны. Но та же Африка богата залежами, поэтому будет ли Африка покупать уже произведенное сырье в России или она будет разрабатывать свои месторождения — это тоже большой вопрос. Тогда у нефтяных компаний получается выбор — либо участвовать в разработке этих месторождений в развивающихся странах, либо выстраивать какие-то торговые цепочки, чтобы реализовывать нефть и газ», — рассказал Мищенко.
Согласно энергетической стратегии России, страна должна перейти от сырьевой модели энергетической отрасли к инновационной, технической. «То есть, мы должны экспортировать, допустим, к 2035 году уже не только сырье, но и технологии и технологические компетенции. Такая модель называется модернизационный рывок, насколько я помню. Но насколько это все осуществимо — большой вопрос», — подчеркнул эксперт.
Мищенко полагает, что, исходя из прогноза ОПЕК, цены на нефть будут держаться на низком уровне, поскольку спрос будет сокращаться. По мнению эксперта, в ближайшие 5-10 лет цены будут в коридоре 40-50 долларов за баррель. «Скорее всего, ожидать каких-то скачков не стоит, если только не возникнут какие-то проблемы — резко похолодает или наступит катаклизм. 100 долларов за баррель мы точно вряд ли увидим», — заключил он.
Напомним, что «Зеленый пакт для Европы», который предусматривает изменение модели развития европейского континента в сторону большей гармонии с окружающей средой, был принят в декабре 2019 года. «Я убеждена, что наша прежняя модель экономического роста, основанная на ископаемых источниках энергии и загрязнении окружающей среды, полностью устарела», — заявила тогда председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен.
«Зеленый пакт» представляет собой «дорожную карту» превращения Европы к 2050 году в первый «климатически нейтральный» континент, одновременно стимулируя экономику, улучшая качество жизни людей, заботясь о природе и обеспечивая социальную гармонию. В этом плане ЕС является первопроходцем.