Posted 7 октября 2020, 16:12

Published 7 октября 2020, 16:12

Альцгеймер с детства: частицы, связываемые с этой болезнью, найдены в мозге младенцев

7 октября 2020, 16:12
Сюжет
Болезни
Ученые обнаружили загрязняющие воздух частицы, связываемые с болезнями Альцгеймера и Паркинсона, в стволах головного мозга младенцев, детей и молодых людей

Статистика свидетельствует о том, что загрязненный воздух увеличивает частоту нейродегенеративных заболеваний. Новое исследование ученых из Университета Монтаны, результаты которого опубликованы в журнале Environmental Research, показывает физический механизм, который, возможно, в этом задействован.

Изучая тела 186 жителей Мехико – детей и молодых людей, внезапно умерших в возрасте от 11 месяцев до 27 лет, исследователи обнаружили в стволах головного мозга обильное присутствие загрязняющих воздух наночастиц. Эти частицы, богатые металлами, по форме и химическому составу были идентичны тем, которые образуются в результате загрязнения воздуха транспортом и в изобилии присутствуют в воздухе Мехико и многих других крупных городов мира. Обычно такие частицы медики связывают с аномальными белками, которые являются признаками болезни Альцгеймера и Паркинсона. В мозг детей и молодых людей они, вероятнее всего, попали с кровотоком или через нос или кишечник.

«Ужасно то, что даже у младенцев есть невропатология в стволе головного мозга, – говорят авторы исследования. – У нас пока нет доказательств причинно-следственной связи, но было бы странно ожидать, чтобы наночастицы металлов находились внутри важных клеток мозга и были при этом инертными и безвредными. Вероятнее всего, они вызывают нейродегенеративные повреждения».

Причины нейродегенеративных заболеваний сложны и до конца не изучены. Ученые считают, что в них задействованы генетические факторы и различные нейротоксиканты, в том числе те самые наночастицы загрязненного воздуха, против которых в организме человека не существует защитных механизмов. Предыдущие эксперименты на животных показывали, что вдыхаемые наночастицы могут достигать мозга и вызывать его повреждения.

Не все эксперты согласны с выводами авторов нового исследования: несмотря на то что наночастицы действительно могут повреждать клетки мозга, пока нет доказательств, что это приводит к заболеваниям в более зрелом возрасте. Однако если этот факт подтвердится, открытие будет иметь глобальный характер: 90% населения мира дышит воздухом, который небезопасен.