Эльмар Гусейнов, публицист (Москва)
В результате «конфликта», «потерял контроль» … Как вам такие словечки? Я уверен, что вскоре после выхода такого учебника его авторам проломили бы голову в подъезде. Если бы их не успел спасти Следственный комитет путём ареста или задержания.
Но именно так до сих пор российские СМИ описывают оккупацию 20 процентов территории Азербайджана войсками соседней Армении в начале девяностых годов XX века.
В этой приведённой мной выше терминологии зашифровано всё отношение нашего общества к той войне, которая называется в России «конфликтом вокруг Нагорного Карабаха».
Вообще, в массе своей российский обыватель, в том числе, образованный обыватель, о деталях этой войны не знает.
Например, он не знает, что все последние тридцать лет по земле Азербайджана проходила вовсе не «линия разграничения» враждующих сторон, как до сих пор пишут наши СМИ. Это была линия воюющего фронта длинной около трёхсот километров, где стрельба шла каждый день, или во всяком случае - регулярно.
В окопах все тридцать лет сидели солдаты, в укрытиях стояла техника, снайперы и миномётчики ежедневно перестреливались, еженощно диверсионные группы проникали за линию фронта и убивали бойцов противника.
За несколько сот километров от этой линии фронта строились нефтепроводы, дороги, гостиницы, заводы, расцветал обновлённый Баку, проходили международные спортивные соревнования и музыкальные фестивали. Азербайджан бурно развивался.
А на линии фронта почти каждый день убивали солдат. Эта война не останавливалась ни на минуту.
У нас в России почти никто не знает, что Азербайджан во всех возможных международных организациях, в том числе четырежды в ООН, получал подтверждение своей территориальных целостности. То есть тех границ, которые он приобрёл, выходя из СССР, – это были границы бывшей Азербайджанской ССР - и которые были нарушены оккупантами. ООН четырежды призывал оккупантов вывести войска и вернуть Азербайджану контроль над оккупированными землями. Впустую.
И никто в мире не признал самопровозглашённую Нагорно-Карабахскую Республику (НКР), которая стала поводом к войне. Ах нет, вру: три страны её всё-таки признали. Это - Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье.
Правда, их самих никто пока ещё не признал.
Мало кому в России интересно, что помимо территории самой мятежной НКР армянские войска оккупировали ещё семь районов Азербайджана, которые никогда не входили в Нагорно-Карабахскую автономию. И которые были населены азербайджанцами. И которые по площади вдвое превосходят эту самую автономию.
Список незнания можно продолжить.
В своём отношении к этому конфликту население огромной России явно разделилось на три неравные группы. Большинству обывателей, включая огромную часть интеллигенции, нет дела до того, за что дерутся в карабахских горах армяне и азербайджанцы.
Часть столичной либеральной интеллигенции безоговорочно и вопреки реальности поддерживают армянскую сторону конфликта. Так записано в генетическом коде этих людей. Их интеллектуальная традиция, их генетический код велит им видеть в азербайджанцах тёмный и варварский мир ислама, а в армянах – светлый христианский мир разума и цивилизации.
Так они видят мир со времён российской и империи. Кроме того, во времена Перестройки армяне, потребовавшие отделения Карабаха от Азербайджана и вступившие в конфликт с издыхавшей советской властью, рассматривались этой оппозиционной интеллигенцией в качестве борцов с режимом и потому – "прогрессивной силой".
Так оно по традиции и тянется. И ничем эту глупость не исправить.
И, наконец, третья группа – чиновники-прагматики, дипломатическая и военно-политическая элита России. Это те, кто причастен к выработке политики в отношении Южного Кавказа.
В течении последней четверти века эта политика строилась на признании Армении союзником России на Кавказе и защите её интересов, какими бы странными они ни были. Россия разместила в Армении военную базу, гарантировала неприкосновенность её границ, все эти годы снабжала Армению бесплатным оружием и сдерживала Азербайджан от любых попыток вооружённым путём защитить свой суверенитет.
Эта политика носила немного архаичный характер, уходя корнями в XVIII - XIX века. Тогда царская Россия, продвигаясь на мусульманский Восток, искала опору в христианских народах. В первую очередь - в армянах. Ислам казался тогда российским чиновникам и генералам миром варварства, темноты, почти язычества. Этот исламский мир надо было всемерно стеснять и по возможности «переделать».
И вот опять, как двести лет назад, в начале XXI века, уже новая Россия после 1991 года перешла к попыткам опереться на Южном Кавказе на христианскую Армению в окружении мусульманских, восточных государств.
Почему это произошло - не так важно. Но уже теперь видно, что это был неудачный выбор. Конфликт Еревана и Баку делал стратегически важный Азербайджан потенциальным противником России. Этот конфликт крайне раздражал естественного союзника азербайджанцев – турок. И вообще всё это беспокоило мусульманский мир. Не сильно беспокоило, но очков Москве на Востоке не прибавляло.
Между тем, тесное сотрудничество с Баку очень выгодно Москве. Выгодно экономически, выгодно геополитически. Эта твёрдо управляемая президентом Алиевым страна, обладающая огромными энергетическими ресурсами, быстро растущим населением, сильной диаспорой в самой России может быть очень лояльным партнёром нашей страны и самого Путина.
А может стать очередным затаившимся на наших границах скрытым врагом.
Думаю, в последние два-три года внешнеполитические и силовые структуры России, а может быть и сам Владимир Путин пришли к выводу, что политику на Южном Кавказе надо менять. Ещё один враг на границе нам не нужен.
Тем более, что стараться не для кого.
Дело в том, что проблему пересмотра внешнеполитического курса в регионе обостряла нереалистичная и даже авантюристичная политика армянского руководства. Оно было уверено, что Москва защитит их в любом случае, что бы они ни делали.
С приходом к власти в Ереване нынешнего премьера Никола Пашиняна, ситуация осложнилась откровенно антироссийскими выходками нового премьера, его попытками развернуться в поисках поддержки на Запад. Вообще, судя по всему, по своим данным – опыту, образованию - Пашинян был не очень готов к руководству внешней политикой страны.
К тому же, при Пашиняне Азербайджан стал особенно активно тревожить провокационные выходки и заявления как из Еревана, так и из столицы НКР. Зачем – непонятно. Но явно рассчитывая при этом на безусловную поддержку Кремля.
У Кремля и без того много внешнеполитических проблем. Украина, Белоруссия – одни проблемы. Еле-еле погасили конфликт с Грузией. И это только в СНГ. Но есть проблемы в отношениях с Европой, США, да и с восточными странами. Тут не до войны в Карабахе.
Кроме того, похоже, конфликт Армении и Азербайджана вокруг Карабаха и оккупированных земель перестал быть интересным Москве в качестве инструмента контроля за обеими странами.
В Ереване этого не поняли. Там вообще складывается впечатление, что армяне больше жили в мире своих политических иллюзий, упустили несколько важных поворотов в региональной и мировой политике.
Пашинян здорово ошибся с Россией. Ему явно не простили ряда политических бестактностей в отношении России и её руководства, которые он допустил за короткое время своего пребывания на посту премьера.
Таких бестактностей Россия, да и лично Владимир Путин обычно никому не прощает.
Кроме того, Армения трагически ошиблась в оценке возможностей Азербайджана.
Свято веря в миф о военной слабости азербайджанцев, - элемент государственной армянской пропаганды в последние четверть века - в Армении как-то упустили факт создания в соседней стране большой, хорошо оснащённой, тщательно подготовленной армии.
Эту армию отстраивали и оснащали двадцать пять лет. Азербайджанские офицеры учились в Европе, США, Турции. В России и на Западе, в Европе, США, в Израиле, да где только можно закупали, не жалея денег, лучшее оружие.
Как можно было не принимать всерьёз эту силу? Сейчас, когда азербайджанская армия ударила, действуя стратегически и тактически грамотно, мощно, методично, по-западному, используя новейшую технику, - это застало армянскую сторону врасплох.
Все неуклюжие фейки об этой войне, распространяемые в последние дни армянской стороной: о сирийских наёмниках, турецких F-16, кассетных бомбах, якобы используемых азербайджанской армией, - немного наивны.
В самом деле, зачем Азербайджану наёмники, когда под ружьём у него полтораста тысяч человек, отлично вооружённых и оснащённых, а добровольцы-резервисты штурмуют военкоматы? Зачем турецкие самолёты, когда и в своих нет нужды: азербайджанцы умело используют сотни дронов-беспилотников, которые заменяют авиацию? И если бы на Кавказе летали турецкие F-16 – разве этого не засекла бы российская разведка? И какие могут быть кассетные бомбы, когда Азербайджан не применяет самолётов?
Все эти фейки – результат шока от поражений. Армянское руководство пока не может смириться с мыслью и объяснить своему народу, что оно проспало создание мощной, качественной армии у соседа. И что оно напрасно считало соседний народ трусливее себя.
Потеря связи с реальностью бывает страшнее вражеских бомб и часто приводит к политическим катастрофам. Интеллектуальные просчёты страшнее ошибок на поле боя.
Помимо военной силы, в Ереване недооценили политической воли азербайджанского руководства. Думаю, они также недооценили личность самого президента Алиева.
Алиев сумел обеспечить абсолютную поддержку со стороны своего главного и естественного союзника – Турции. Никогда раньше Эрдоган не выступал так резко и с такими явными угрозами в адрес Армении, поддерживая Азербайджан в этом конфликте.
Похоже, эта резкость напугала Ереван и озадачила Москву. С Эрдоганом ведьнельзя по-плохому, с ним надо договариваться. Даже России.
Далее, Баку очень расчётливо, очень грамотно и точно выбрал время для нанесения удара по оккупантам. Азербайджан провёл две удачные военные репетиции атаки: в 2016 году, освободив несколько квадратных километров территории, и в июле нынешнего года, вернув несколько сёл.
В ходе этих коротких операций все тактические приёмы были опробованы, возможности противника стали ясны.
Кроме того, уже во время этих боёв наблюдателям стало ясно, что Россия крайне неохотно реагирует на обострение конфликта, начиная говорить и действовать не раньше, чем через несколько дней.
Но важнее другое: Алиев также точно нащупал момент, когда раздражение политикой Пашиняна в Кремле достигло точки кипения.
Я не согласен со сторонниками теории заговоров, утверждающих, что Россия «дала отмашку» Баку на начало военной операции.
Нет. Азербайджанской стороне достаточно было получить информацию о крайнем раздражении Кремля действиями Пашиняна, достаточно было оценить разочарование проводимой последние двадцать лет политикой на Южном Кавказе, и проанализировать реакцию Москвы на предыдущие обострения конфликта.
Уяснив это, Алиеву надо было только дождаться очередной провокации армянской стороны. И когда в конце сентября начались обстрелы на линии фронта, азербайджанская армия перешла в наступление.
Кстати, весь этот расклад в Ереване тоже, судя по всему, проспали.
Надо также отметить геополитический аспект азербайджанского наступления.
Дело в том, что удары азербайджанской армии наносятся на северо-востоке зоны оккупированных территорий и на юге. Причём наступление на юге идёт активнее и успешнее.
В ходе этого продвижения на южном фланге операций азербайджанцы последовательно занимаю оккупированные районы, которые выходят на границу с Ираном и тем самым отрезают НКР от иранской территории.
Иран является главным источником снабжения Армении и самой НКР, тридцать лет находящихся в азербайджанской блокаде. Закрытие коридора контактов НКР с Ираном оставляет единственный источник снабжения оккупационных войск и населения непризнанной республики: с территории самой Армении через так называемый Лачинский коридор. Это крайне затрудняет положение воюющей армянской стороны.
Кстати, Иран – важный игрок в этом конфликте. Иран последовательно поддерживал все эти годы Ереван, снабжая топливом, продовольствием, являясь главным «окном в мир» для находящейся, по сути, в блокаде Армении.
В 1991 году в Иране с настороженностью восприняли создание независимого азербайджанского государства. Ведь к югу от Аракса компактно проживают несколько десятков миллионов южных, иранских азербайджанцев. В их среде постоянно растут националистические настроения. И в Иране не забывают, что в прошлом веке дважды – в начале двадцатых и в начале сороковых годов - при поддержке Советской России на Севере Ирана возникли полунезависимые азербайджанские республики, которые официальный Тегеран с трудом громил и топил в крови.
Опасаясь роста сепаратистских настроений в среде южных азербайджанцев, Иран всегда аккуратно поддерживал армянскую сторону в конфликте вокруг Карабаха. Но вот в последние дни официальный Тегеран с одной стороны заявил о поддержке поддержал территориальной целостности Азербайджана - чем неприятно удивил правительство Армении, - а с другой сообщил о наличии собственного плана урегулирования конфликта.
Учитывая откровенную готовность Турции вмешаться в конфликт на стороне Азербайджана, это ещё более усложняет ситуацию вокруг идущих боевых действий. И не облегчает задачу Москве в выработке своей новой политики на Южном Кавказе.
Президент Азербайджана только что, в разгар успешных для его страны боёв по возвращению оккупированных территорий, обозначил позицию по возможному мирному урегулированию ситуации.
Военные действия могут быть прекращены, заявил Ильхам Алиев, на условиях полного вывода оккупационных армянских войск с занятых азербайджанских территорий. Для этого официальный Баку должен получить точный график вывода этих войск и международные гарантии такого вывода.
Без соблюдения выдвинутых Алиевым условий война за освобождение суверенных земель республики Азербайджан будет продолжаться.
Интересно, что международное сообщество вяло реагирует на азербайджанское наступление.
Во-первых, потому что Азербайджан ведёт его на своей земле, опираясь на резолюции ООН и тщательно избегая малейшего покушения на территорию собственно республики Армения. Наказывать Азербайджан не за что: право на оборону своей территории записано во всех конституциях всех государств.
Во-вторых, ситуация в мире не способствует возможности силового вмешательства в этот конфликт, чреватый перерастанием в региональную большую войну. Из-за 100 тысяч карабахских сепаратистов этого делать никто не будет. По крайней мере, в ближайшее время.
В-третьих, этот конфликт всем уже надоел.
А главное - по сути молчат Москва и Вашингтон.
От редактора "Новых Известий" С.Таранова:
Публикуя статью Эльмара Гусейнова, с которым я лично знаком более 30 лет и работал еще в с конца 80-х годов прошлого века в "старых" "Известиях" (Эльмар был блестящим журналистом-международником, собкором "Известий" в Париже, затем главным редактором журнала "Эхо планеты"), нельзя не представить и позицию противоположной стороны. И как раз сегодня утром в редакцию "Новых Известий" пришло обращение от ЦГС «Новая Армения» и ее активиста Армена Мхояна следующего содержания:
"Византия под натиском варваров трансформировалась в современную Турцию, и Константинополь – город императора, в IV-м веке узревшего в небе Святой Крест и Девиз, ставший путеводной звездой для всего Христианского мира, – In Hoc SignoVinces, превратился в исламский Истанбул.
Спустя 4,5 века зверства турков вылились в массовый геноцид христиан: миллионы армян, греков, ассирийцев были убиты, замучены или депортированы с собственных исторических земель; разработанный в память об адском зле Турции термин «геноцид» вскоре после этого стал юридическим, осуждая на этот раз виновников Холокоста – зло ведет за собой зло.
Сейчас на наших глазах история вновь повторяется. В это тяжелое для всех народов время Пандемии Азербайджан при поддержке Турции напал на мирных жителей Нагорного Карабаха и Армении, уже 9 дней подвергая беспрестанному артиллерийскому обстрелу города и села наших республик. В соответствии с официальными заявлениями руководства Турции и Азербайджана, их намерения – продолжение преступлений их отцов против человечества – очередного геноцида на пути возрождения их мечты – Великого Турана от Атлантического океана вплоть до Китайского Синьцзяна.
На их пути стоим мы – лишенные какой-либо поддержки, не имеющие нефтяных денег на вооружение и не подкупающие лидеров мира сего – с их лицемерием, подлостью и корыстолюбием… но все равно сражающиеся. И «пусть этот жалкий, жадный и лживый мир берет пример с нас»!
Несложно сопоставить заявление общественников Армении с речью премьера этой страны Николы Пашиняна, которую наше издание цитировало накануне. Глава государства заявил, что Армения "ведет войну с азербайджанско-турецкими разбойничьими бандами", которые, естественно, хотят повторить печально известный геноцид армян столетней давности.
Никаких других аргументов, кроме апелляций к далекой и не очень истории, у Еревана нет. Увы...
П.С.
Все сказанное никак не отменяет искреннего сочувствия к простым людям - жертвам войны. Которая должна быть остановлена в любом случае и при максимальном содействии обеих сторон конфликта.